Данилюк направил руководству ГФС письмо с требованиями, в частности — ликвидировать налоговую милицию, сократить количество внеплановых налоговых проверок, погасить задолженность по возмещению НДС и не тратить ресурсы на бесперспективные судебные разбирательства.

Министр финансов Украины Александр Данилюк направил главе Государственной Фискальной Службы Роману Насирову требования по реформированию ведомства. Соответствующее письмо обнародовано на сайте Министерства.

В документе Минфин определил основные цели и обязательные к выполнению задачи ГФС на 2016- 2017 годы.

Первоочередной задачей правительства названо создание благоприятного инвестиционного климата в Украине. “Простая, справедливая, необременительная, конкурентоспособная и сервис-ориентированная налоговая политика является ключевым индикатором успешной экономической политики любой страны”, — говорится в письме.

Данилюк отметил, что работа ГФС крайне негативно оценивается как международными институтами, так и внутренними инвесторами — по данным Transparency International, Украина в 2015 году заняла 130 место из 168 в мировом рейтинге восприятия коррупции. Согласно социологическим опросам, ДФС считается едва ли не самым коррумпированным органом государственной власти. Еще одним индикатором низкого уровня доверия к ГФС он назвал многочисленные обращения и жалобы со стороны бизнеса на неудовлетворительную работу службы. “Мы должны это честно признать. Это те вызовы, которые возникают сегодня перед нами”, — говорится в обращении. Основными целями в проведении реформ для ГФС Минфин определил:

  • Искоренение коррупции и преступности;
  • Изменение идеологии ДФС, которая должна превратиться из карательного органа в сервисный;
  • Ликвидация налоговой милиции и создание нового органа финансовых расследований с преимущественно аналитическими функциями;
  • Поддержка и поощрение добросовестных плательщиков;
  • Повышение эффективности работы путем введение риск-ориентированного подхода;
  • Увеличение роли электронных сервисов в работе ДФС.

Для достижения этих целей министерство выделило первоочередные задачи.

Повышение качества налоговых проверок

Налоговые проверки должны быть направлены на выявление реальных нарушителей и осуществление обоснованных доначислений налогов. По данным 2015 г. только 8% начисленных денежных обязательств были уплачены в бюджет. Одной из основных причин низкой оплаты является неэффективная работа системы оценки рисков, необоснованность доначислений, которые потом оспариваются в апелляционном и судебном порядке. В результате большая часть доначислений не превращается в реально уплаченные налоги.

В текущем году должна быть усовершенствована система оценки рисков, что позволит эффективно выявлять плательщиков и операции, требующие проверки.

Целями осуществления проверки должно стать выявление реального нарушения, а не максимизация суммы доначислений.

Министр ожидает, что уровень оплаты доначисленных по результатам проверок денежных обязательств будет увеличен в 2017 году до 30%, а доля обязательств, с которыми согласился плательщик или подтвержденные решениями апелляционной и судебной инстанции увеличится в 2017 году до не менее, чем 35%. Повышение качества проверок должно также привести к увеличению доли споров относительно доначислений, решаемых в пользу ГФС к 31.12.2016 года — 40%, в 2017 году -до 50%.

Данилюк настаивает на привлечении к ответственности сотрудников ГФС, которые систематически осуществляют необоснованные доначисления.

Повышение эффективности административных обжалований

Эффективная процедура обжалования позволит экономить затраты ГФС и плательщиков на суды. В случае эффективной работы подразделений, отвечающих за административное обжалование, суд в большинстве случаев должен подтверждать решения контролирующего органа, принятое по результатам процедуры административного обжалования.

Доля судебных решений, которые принимаются в пользу ГФС после прохождения процедуры апелляционного обжалования, должна составить в 2017 году не менее 50%. В Минфине надеятся, что ГФС будет обжаловать решения судов низших инстанций имея обоснованные доказательства своей позиции и с учетом перспектив дальнейшего судебного разбирательства.

Повышение эффективности системы оценки рисков для выявления недобросовестных плательщиков

До конца 2016 года должно быть создано отдельное подразделение риск-менеджмента, укомплектованное высокопрофессиональными специалистами. В полномочия такого подразделения должны входить определение критериев риска для каждого вида налога.

Качественная работа системы оценки рисков должна вести к росту доли плановых проверок при уменьшении количества внеплановых. Плановые проверки должны составлять в 2-м полугодии 2016 года не менее 35%, в 2017 году — не менее 40% от общего количества проверок (по данным 2015 года — 19,4%).

Кроме того, риск-ориентированный подход должен применяться при осуществлении таможенного контроля. Доля таможенных деклараций, по которым системой анализа и управления рисками (АСАУР) было фактически выявлены расхождения должна составлять в 2017 году не менее 4%. Меньшее значение показателя по мнению Минфина означает, что система работает неэффективно.

При этом, ценностью эффективно функционирующей системы рисков является также уменьшение административной нагрузки на бизнес. То есть, повышение эффективности АСАУР должно иметь следствием уменьшения количества деклараций, по которым таможенный досмотр проводился по инициативе должностного лица таможни без генерирования такой таможенной формальности АСАУР. В 2017 году этот показатель не должен превышать 3,5% от количества поданных деклараций в режимах импорта, экспорта и транзита.Превышение этого значения может свидетельствовать о злоупотреблениях со стороны работников таможни или о низком качестве работы системы АСАУР.

Время оформления таможенных деклараций, по которым не осуществляется досмотр товаров В 2017 году этот показатель должно сократиться для импорта до 75 минут, для экспорта — до 30 минут, транзита — 15 минут.

Уменьшение уровня налогового долга

Министр призвал отойти от существующей практики непрозрачных договоренностей между ГФС и предпринимателями, создающей коррупционные риски. Работа с плательщиками, имеющими задолженность должна обеспечить до конца 2016 года ежегодное сокращение задолженности на 10%.

Расширение сферы применения электронных сервисов

Доля плательщиков, подающих декларации через электронные сервисы должна составить во 2 полугодии 2016 — 55%, В 2017 году — 70% (по данным 2015 года — 46,32%). ГФС при этом должна своевременно реагировать на обращения налогоплательщиков. Доля рассмотренных в установленное время обращений на сервис “Пульс” во 2 полугодии 2016 и в 2017 году должна составить 100%.

Сервисы по консультированию налогоплательщиков должны стать качественнее — к 1 февраля 2017 ожидается запуск системы фиксации уровня удовлетворенности плательщика консультациями через электронные и телефонные сервисы. Это позволит оценить качество этой услуги.

Добровольная уплата налогов

Одним из индикаторов добровольного соблюдения налогового законодательства Минфин считает своевременное предоставление налоговых деклараций. Доля своевременно поданных и правильно заполненных налоговых деклараций будет увеличена в 2-м полугодии 2016 — до 97%, к 2017 году — до 98% (по данным 2015 года — 96%).

Институционная реформа и реструктуризация ГФС

К 1 ноября 2016 будут созданы территориальные органы ГФС в виде структурных подразделений аппарата без права юридических лиц. К 1 октября 2016 должен быть завершен процесс централизации функций аудита на областном уровне, а на уровне районов останутся только сервисные функции. Принятие необходимых законов в парламенте позволит в дальнейшем интегрировать деятельность таможенного и налогового блоков.

Оценка результатов реформы получателями услуг

Министерство финансов и ГФС до конца 2016 года проведет срез удовлетворенности налогоплательщиков. В дальнейшем такая оценка будет осуществляться на регулярной основе.

Возмещение НДС

К концу 2016 и в 2017 году задолженность по возмещению НДС должна отсутствовать.

Источник: Delo.ua

You may also like

Leave a reply