Уже вторую неделю оживленно обсуждается проект налоговой реформы, который был представлен Минфином на заседании Национального совета реформ при Президенте 4 сентября. Чтобы у каждого была возможность ознакомиться с ключевыми предложениями проекта, Минфин решил опубликовать краткое изложение предложенных изменений в виде инфографики на своей странице в Facebook. Антон Каганец, старший юрист ЮК Prove Group, прокомментировал ЮРЛИГЕ некоторые особенности запланированной реформы.

Один из самых чувствительных вопросов так называемой реформы – это изменения в налогообложении плательщиков единого налога.

12003944_886659351402793_2737510877693556515_n

Для предпринимателей, которые сейчас на первой группе, предполагается оставить упрощенную систему налогообложения только для физлиц-предпринимателей с годовым оборотом средств до 300 тыс. грн. за календарный год (для рыночных торговцев с одной торговой точкой, служб сервиса). Теперь эта группа будет называться «А». Увеличится ли сумма уплачиваемых налогов этой категорией плательщиков? Да, увеличится, даже если не изменится ставка налогообложения единым налогом. Так как ставка единого налога и ЕСВ установлены в процентном отношении (соответственно в размере 10 % и 34,7 %) от минимальной заработной платы. Размер минимальной заработной платы периодически увеличивается. Следует учесть, что последнее увеличение произошло 17 сентября 2015 г. Верховная Рада приняла закон (законопроект № 3060), которым увеличивается минимальная заработная плата с первого сентября 2015 г. на 13,1 % (1378 грн.). Следовательно, уже по итогам сентября физические лица-предприниматели должны начислять ЕСВ с минимальной заработной платы 1378 грн., (то есть необходимо платить больше на 13,1 % или 55 грн.), а с 1 января 2016 года сумма единого налога также увеличится на 13,1 %. Если же минимальная заработная плата будет еще повышаться и с 1 января 2016 года, то на этот процент повышения минимальной заработной платы предприниматели должны быть готовы увеличить свои платежи в бюджет.

В связи со снижением стоимости гривни и инфляцией, а также неповышением для этой категории плательщиков предельного объема дохода, многие предприниматели не смогут находиться в этой группе (при таких ценах предприниматели на рынке должны продавать товаров не более чем 822 грн. в день, т. е. одну – две продажи) и вынуждены будут постепенно перейти в группу «Б» или прекратить свое предпринимательство.

Группа «Б» будет включать только физических лиц – предпринимателей с оборотом от 300 тыс. грн. до 2 млн. грн. Юридические лица – плательщики единого налога будут переведены на общую систему налогообложения, то есть юридические лица не смогут быть плательщиками единого налога независимо от объема продаж. Как такое новшество сочетается с анонсированием Минфином, что «малі підприємства сплачують менше», понять невозможно.

Предприниматели, которые сейчас входят во вторую группу (с объемом дохода до 1,5 млн. грн.) уплачивают единый налог в размере до 20 % минимальной заработной платы, то есть 243 грн., а также ЕСВ 34,7 % от минимальной заработной платы, то есть 423 грн., всего платежи в бюджет составляют 666 грн. в месяц или 7992 грн. в год. Однако, согласно презентации Минфина, такие плательщики теперь будут платить «значительно меньше», всего лишь в 2016 году 4 %. Можно элементарно посчитать, что уже с оборота 200 тыс. грн. 4 % составит 8000 грн., с оборота 1 млн. грн. – 40 тыс. грн., с оборота 1,5 млн. грн. – 60 тыс. грн. И это, не считая еще расходов на уплату ЕСВ. Следовательно, для всех предпринимателей, которые находятся на второй группе единого налога, налоговая нагрузка увеличится в несколько раз в зависимости от оборота. Из опубликованной инфографики также следует, что предпринимателям группы «Б» необходимо будет применять РРО.

Минфин каким-то «засекреченным» образом рассчитал, что ранее плательщики третьей группы платили налогов 12,4 %, а теперь будут платить 4%. Следует отметить, что физические лица-предприниматели, которые относятся к третьей группе смогут в дальнейшем находиться на так называемой упрощенной системе налогообложения, если объем их доходов не превысит 2 млн. грн., то есть практически вся группа, за небольшим исключением будет переведена на общую систему налогообложения. Просчитать дополнительные финансовые и трудовые затраты, которые им придется нести, довольно сложно. Это дополнительные затраты на содержание бухгалтерской и юридической служб, затраты по регистрации плательщиком НДС, отвлечение оборотных средств на пополнение НДС-счета, частые встречи с контролирующими органами и ряд других. Кроме того, необходимо уплачивать значительно большие суммы налогов, чем 4 % с оборота (или 2 % плюс НДС), которые ранее уплачивали предприниматели этой группы. Следовательно, и для этой группы плательщиков тоже значительно увеличится налоговая нагрузка.

Также отметим, что более 6 тыс. сельскохозяйственных предприятий не смогут воспользоваться упрощенной системой налогообложения (группа «В»).

Обращаем внимание на ставку налогообложения 4 %, так как она может быть в дальнейшем значительно увеличена. Это предполагается из самого названия системы налогообложения – прогрессивная упрощенная система налогообложения.

В представленной Министерством финансов Украины презентации налоговой реформы мы не увидели факторов, которые способствовали бы выходу бизнеса из тени.

Источник: http://jurliga.ligazakon.ua

You may also like

Leave a reply