После стремительного роста курса валют под гнетом социального давления и падения уровня жизни банки наконец-то готовы пойти на встречу должникам по валютным кредитам и простить задолженность если не по основному долгу (кредиту), то хотя бы попроцентам и штрафным санкциям. Государство решило не оставаться в стороне и попыталось отрегулировать вопрос налогообложения прощенной задолженности. Поэтому на сегодня существует сложная система налогообложения дополнительного блага в форме списанной банком задолженности по кредиту, а на физическое лицо положен дополнительный груз уплаты налоговых обязательств по прощенной банком задолженности.

Что предусмотрено налоговым законодательством?

В декабре 2014 г. во время принятия масштабной налоговой реформы были заменены некоторые положения ст. 164 Налогового кодекса Украины (далее – НК Украины)на основании которых суму аннулированных процентов, пени, штрафных санкций налоговые органы могли считать доходом, а именно дополнительным благом, что подлежит налогообложению.

Следующим шагом законодателя по отрегулированною вопроса касательно прощенной задолженности по кредиту было принятие в мае 2015 г. Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно кредитных обязательств». Данный закон был направлен на реализацию Меморандума относительно урегулирования вопроса реструктуризации потребительских кредитов в иностранной валюте. Согласно изменений, что предусмотрены Законом,в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход плательщика налога не включаются доходы в виде суммы процентов, комиссии и/или штрафных санкций (пени), прощенных кредитором по его самостоятельному решению, не связанному с процедурой его банкротства, до истечения срока исковой давности (пп. 165.1.55 п. 165.1 ст. 165 НК Украины).

В тоже время, согласно п.8 подраздела 1 раздела «Переходные положения» НК Украины, не считается дополнительным благом налогоплательщика и не включается в расчет общего месячного (годового) налогооблагаемого дохода сумма, прощена (аннулирована) кредитором в размере разницы между основной суммой долга по финансовому кредиту в иностранной валюте, определена по официальному курсу Национального банка Украины на дату изменения валюты обязательства по такому кредиту с иностранной валюты в гривну, и суммой такого долга, определенной по официальному курсу Национального банка Украины по состоянию на 1 января 2014 года, а также сумма процентов, комиссии и/или штрафных санкций (пени) по таким кредитам, прощенных (аннулированных) кредитором по его самостоятельному решению, не связанному с процедурой его банкротства, до истечения срока исковой давности. Нормы настоящего пункта применяются к финансовым кредитам в иностранной валюте, не погашенным до 1 января 2014 года.

Действие абзаца первого этого пункта распространяется на операции по прощению (аннулированию) кредитором должнику задолженности по финансовому кредиту в иностранной валюте, которые осуществлялись с 1 января 2015 года.

Стоит отметить, что без присущей налоговому законодательству уже традиционной несогласованность не обошлось и в этом вопросе. Поэтому, изменения в ст. 165 НК Украины касаются всех типов кредитов, а дополнения в п. 8 Подразделения 1 раздела XX «Переходные положения», исключительно финансовых кредитов в иностранной валюте.

Иными словами, гривневые заемщики не могут рассчитывать на списание части основной суммы долга перед банком без возникновения налоговых последствий, в отличие от валютных заемщиков. 

Как порядок налогообложения видит фискальная служба? 

В индивидуальной налоговой консультации от 16.09.2015 г. Государственная фискальная служба Украиныразъяснила, что кредитор обязан сообщить налогоплательщика – должника путем направления заказного письма с уведомлением о вручении или путем заключения соответствующего договора или предоставления уведомления должнику под роспись лично о прощении (аннулирования) долга и включить сумму прощенного (аннулированного) долга в налоговый расчет суммы дохода, начисленного (уплаченного) в пользу налогоплательщиков, по итогам отчетного периода, в котором такой долг был прощен. Должник самостоятельно уплачивает налог с таких доходов и отражает их в годовой налоговой декларации. В случае несообщения кредитором должника о прощении (аннулирования) долга в порядке, определенном настоящим подпунктом, такой кредитор обязан выполнить все обязанности налогового агента в отношении доходов, определенных этим подпунктом.

Согласно п. 167.1 ст. 167 НКУкраины ставка налога составляет 15% базы налогообложения относительно доходов, начисленных (выплаченных, предоставленных) (кроме случаев, определенных в пунктах 167.2 – 167.6 этой статьи), если база налогообложения для месячного налогооблагаемого дохода не превышает десятикратный размер минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного налогового года (в 2015 году – 12 180 грн.).

Если база налогообложения в календарном месяце превышает десятикратный размер минимальной заработной платы, к сумме такого превышения применяется ставка 20 %.

Согласно заключения налоговой консультации,в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход плательщика налога включается основная сумма долга, прощенного по самостоятельному решению кредитора, не связанных с процедурой банкротства до истечения срока исковой давности, если ее размер превышает в 2015 году – 609 грн., что является объектом налогообложения налогом на доходы физических лиц и военным сбором. При этом в случае соблюдения кредитором условий для уведомления должника о прощении долга, определенных п.п. «д» п 164.2.17 п. 164.2 ст. 164 НКУкраины, такой должник отражает сумму такого дохода в годовой декларации и самостоятельно уплачивает налог на доходы физических лиц и военный сбор. За 2015 год декларация об имущественном состоянии и доходах подается с 01.01.2016 г. до 01.05.2016 г.

Что происходит на практике? 

По итогам правоприменительной практики следует, что обязанность налогоплательщика по самостоятельной уплате налога с дохода от сумы долгааннулированного кредитором по его самостоятельному решению, что расценивается как дополнительное благо, возникает при наличии следующих условий: (1)получения дохода в виде суммы долга, аннулированного кредитором по его самостоятельному решению; (2)уведомления налогоплательщика кредитором об аннулировании долга; (3) включение кредитором суммы аннулированного долга в налоговый расчет суммы дохода, начисленного в пользу налогоплательщика, по итогам отчетного периода; (4) отражение налогоплательщиком полученного дохода в годовой налоговой декларации.

Важно отметить, что согласно пп. 14.1.47 п. 14.1 ст. 14 НК Украины дополнительные блага – средства, материальные или нематериальные ценности, услуги, другие виды дохода, которые выплачиваются (предоставляются) плательщику налога налоговым агентом, если такой доход не является заработной платой и не связан с выполнением обязанностей трудового найма или не является вознаграждением по гражданско-правовым договорам (соглашениям), заключенным с таким налогоплательщиком (кроме случаев, прямо предусмотренных нормами этого Кодекса).

Так, в п. 3.3 Порядка заполнения и представления налоговыми агентами Налогового расчета сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу физических лиц, и сумм удержанного с них налога, утвержденного Приказом Министерства финансов Украины от 13.01.2015 года № 4, в графе 3 «Сумма выплаченного дохода» отражается сумма фактически выплаченного дохода налогоплательщику налоговым агентом.

То есть, основным признаком дохода плательщика налога на доходы физических лиц, в том числе в виде дополнительного блага, является фактическое получение такого дохода налогоплательщиком в денежной, материальной или нематериальной форме.

Позиция некоторых судей административных судом, а также представителей фискальной службы, адвокатского сообщества сводиться к тому, что добровольный отказ от дохода в виде процентов, пени, штрафных санкций одной стороной, не может расцениваться как получение дохода другой стороной. 

Вывод

По итогам вышеизложенного нужно отметить, Закон «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно кредитных обязательств» не дал желаемого результата, лишь частично урегулировав вопрос аннулирования валютных кредитных договоров. Поэтому, на сегодня продолжает существовать сложная система налогообложения дополнительного блага в форме списанной кредитором задолженности. Судебный путь обжалования неправомерных действий и решений фискальных органов сложный, но в большинстве случаев, избавляет от необходимости уплаты налога из тела кредита.

юрист, Ирина Столярчук
АО «Правовая группа «Доминион»

You may also like

Leave a reply