Наверное, одной из самых актуальных тем на сегодня у работающего сектора бизнеса является «проведение проверок контролирующими органами и временный мораторий на них». Поэтому предлагаю более детально, но коротко разобраться в основных аспектах.

В действующем законодательстве нет четкого определения «контролирующие органы» и отсутствует их исчерпывающий перечень, но в практике так сложилось, что в данном случае руководствуются п. 5 Указа Президента «О некоторых мерах дерегулирования предпринимательской деятельности» № 817/98 от 23.07.1998 г., где указано: «контролирующими органами, которые имеют право проводить плановые и внеплановые выездные проверки финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательской деятельности являются: органы государственной налоговой службы, таможенные органы, органы государственного казначейства, КРУ». Но, следует отметить, что ключевым словом здесь является «проверки финансово-хозяйственной деятельности». Соответственно, никто не отменял профильные проверки предпринимателей структурными и территориальными органами МЧС, СЭС, сельхозинспекции, инспекции по труду, инспекции по защите прав потребителей и др.

В связи с тем, что все вышеназванные контролирующие органы «дергают» бизнес гораздо реже, чем налоговая инспекция, считаю необходимым вкратце описать нынешнюю ситуацию на «рынке налоговых проверок» и дать рекомендации предпринимателям, как правильно «встречать» проверяющих.

eksicc2Временный мораторий на налоговые проверки.

С 1 января 2015 г. вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины касательно налоговой реформы» от 28 декабря 2014 г. № 71-VIII, который устанавливает определенные ограничения проверок контролирующих органов на 2015-2016 гг.

Согласно изменений, мораторий распостраняется на всех юридических лиц и физических лиц-предпринимателей с объемом дохода до 20 млн. грн. за предыдущий календарный год, кроме субъектов хозяйствования – производителей и реализаторов подакцизных товаров и перевозчиков. Также, могут проводится проверки наличия у предпринимателей лицензий, проверки начислення, уплаты НДФЛ и ЕСВ, возмещения НДС. А с 1 июля этого года будут еще проверять физлиц-предпринимателей, плательщиков единого налога 2 и 3 групп, кроме мелкой розничной торговли. Предусмотрены, конечно же, и исключения, а именно: «вне моратория» будут проводится проверки с размерешения КМУ, по заявлению налогоплательщика (кстати, правильное решение, т.к. во время ликвидации субъекта хозяйствования, в любом случае, должна бать налоговая проверка), по решению суда и в рамках УПК Украины.

В то же время, 28 декабря 2014 г., был принят Закон Украины «О внесении изменений и признание такими, что утратили силу, некоторых законодательных актов Украины» № 76-VIII, в котором также затрагиваются вопросы временного моратория на проверки, но он частино противоречит Закону № 71-III.

Из этого следует, что при проведении проверок, налоговые органы будут ссылаться именно та тот закон, который им будет удобен в определенной ситуации. Поэтому ничего не остается, как просто «не расслабляться» и ждать «гостей» в любую минуту, для чего нужно быть информационно и юридически подготовленными.

«Что нужно обязательно знать до прихода проверяющих?»

На каждом предприятии, которое находится у меня на абонентском юридическом обслуживании, есть папочка с базовыми нормативными актами или выдержками из них, которые закрепляют и гарантируют права субъекта хозяйствования при проверках. Это сделано для того, чтобы руководитель или другой представитель предприятия, был элементарно юридически «подкован» и на мало-майски равном языке мог провести первоначальную беседу с проверяющими, чем показать, что на предприятии организован правовой порядок как документации, так и самой деятельности. Соответственно, рекомендую каждому субъекту хозяйствования организовать свою деятельность таким образом, дабы лишний раз себя «перестраховать» и подготовить.

Также хочу отметить основные нюансы проведения проверок контролирующими органами, о которых нужно знать, а иногда и напоминать контролерам:

  • Проверка проводится по месту осуществления деятельности субъекта хозяйствования или его обособленных подразделений, или в помещении налогового органа в случаях, прямо предусмотренных законом.
    Из практики: в случае, если адрес, где фактически находится предприниматель (офис) не совпадает с адресом регистрации местонахождения, а проверяющие пришли по «незарегистрированному адресу», в принципе, есть все основания не допускать их к проверке, так как место осуществления деятельности может таким юридически считаться только после того, как оно будет зарегистрировано в соответствующем порядке. Но, другой вопрос, конечно, законность нахождения предпринимателя не по основному адресу. По крайней мере, эту проверку временно можно «отбить».
  • Плановые и внеплановые мероприятия осуществляются в рабочее время субъекта хозяйствования, установленное правилами внутреннего трудового распорядка.
    Рекомендация: следует издать внутренний документ по предприятию (как правило приказ), в котором определить режим и график работы. Например, установив график работы до 17.00 ч., если к вам придут с проверкой в 17.05 ч., то со спокойной душой можно не пускать проверяющих, предъявив к ознакомлению данный документ.
  • Плановая или внеплановая поверка должна осуществляться в присутствии руководителя или его заместителя, или уполномоченного лица субъекта хозяйствования.
    Рекомендация: следует по предприятию издать локальный акт, в котором определить «начальный порядок общения» с проверяющими и доверенных лиц, помимо директора. На основании приказа выдать соответствующие доверенности, и не просто «общая», а конкретно на представление предприятия во время проверок.
  • Контролирующие органы и субъекты хозяйствования имеют право фиксировать процесс проведения мероприятий или каждое отдельное действие средствами аудио- и видеотехники, не препятствуя осуществлению такого мероприятия.
  • Должностные лица контролирующего органа обязаны беречь коммерческую тайну предприятия. Информация, доступ к которой ограничен законом и полученная должностным лицом органа контроля при проведении проверок, может использоваться исключительно в порядке, установленном законом.
    Рекомендация: каждый субъект хозяйствования должен издать локальный акт по предприятию, в котором определить: какая информация будет относится у него к коммерческой, порядок доступа к ней и разглашения. Как правило, это приказ по предприятию.

«Что делать, если пришел проверяющий?»

  • Изначально не пускать проверяющего «дальше коридора» до проверки обоснованности визита и наличия всех для этого документов.
  • Предоставить проверяющему Журнал регистрации проверок для заполнения. В случае отказа, такого контроллера можно не допускать к проверке, о чем в течении 3 дней следуют поставить в известность руководство контролирующего органа.
    В принципе, законодательством не предусмотрено обязательное ведение Журнала регистрации проверок предпринимателями, но все же, считаю целесообразным его наличие на предприятии, т.к. является гарантией «беспредельных» проверок.
  • Если среди работников есть юрист, ему необходимо также принимать участие в процессе первого общения с проверяющими.
  • После, просите проверяющих предъявить свои служебные удостоверения, внимательно их изучите, выясните ФИО и должность непосредственного руководителя проверяющих лиц и его служебный телефон.
  • Далее, необходимо требовать предоставить направление на проверку. Вам должны вручить оригинал такого направления, на отрывном корешке бланка направления на проверку необходимо расписаться и, оставив себе направление, вручить корешок-расписку работникам налоговой инспекции.
    Отказываться от получения направления на проверку не вижу смысла, т.к. это не является основанием недопуска проверяющих к проверке, а только настроит их против самого предпринимателя. Проверяющий составляет об отказу соответствующий акт и имеет право начать ревизию. При изучении направления на проверку рекомендую внимательно:
    – сравнить должности, звания и фамилии работников налоговой службы, внесенные в направлении на проверку, данным их служебных удостоверений;
    – проверить правильность указания в направлении на проверку названия проверяемого и его кода ЕГРПОУ, фамилия, имя, отчество и индивидуальный налоговый номер проверяемого;
    – изучить реквизиты документа и текст заполненных граф: дата выдачи; название органа государственной налоговой службы; цель проверки; вид проверки (плановая или внеплановая, документальная или фактическая); дата начала и дата окончания проверки; должности, звания и фамилии должностных лиц органа ГФСУ, уполномоченных проводить проверку; наличие подписи руководителя органа ГФСУ; наличие печати органа ГФСУ.
    Кстати, были случаи, когда проверяющие указывали на то, что направление на проверку отсылали по почте субъекту хозяйствования. Отмечаю, что это не предусмотрено законом, поэтому является законным основанием для отказа в допуске к проверке.
  • Также, считаю необходимым, перезвонить в орган ГФС (начальнику органа) и уточнить: есть ли вообще такие сотрудники, прибывшие для проведения проверки, и зарегистрировано ли направление на проверку в специальном журнале, который ведется в канцелярии налогового органа.
  • Далее необходимо потребовать копию приказа начальника (его заместителя) налогового органа о проведении проверки, в котором должны быть указаны основания для проведения проверки, даты ее начала и окончания.

Если контролер не выполняет вышеуказанные требования, которые регламентированы действующим законодательством, не предоставляет необходимые документы, или если и предоставляет, то они оформлены с нарушением требований действующего законодательства Украины, то это является правомерным основание для недопуска проверяющих к проверке, что должно быть надлежащим образом зафиксировано.

В таком случае, рекомендую применять не только фото- и видеофиксацию процесса, а также составить внутрелокальный акт по предприятию о факте недопуска к проверке, под которым поставят подписи присутствующие сотрудники, а потом все это направить начальству соответствующего органа. Это защитит от последующих «самовольных» проверок.

В заключение хочу добавить: «вооружен — значит защищен». Этот афоризм однозначно применяется и к проверкам контролирующих органов, поэтому следует документально и юридически подготовиться к возможным ревизиям и в случае чего, всегда быть готовым себя защитить.

Управляющий партнер ЮК «Шох и партнеры», адвокат
Кристина Шох

Источник: Частный предприниматель

Книги от vlasnasprava.info:

Единый налог у предпринимателя с 2012 года. Часть 1. Группы и условия работы в них

Упрощенная система налогообложения в Украине существует с 1998 года и является самой привлекательной для предпринимателей. По данным ГНС Украины, в 2011 году на едином налоге работало чуть более 1 млн представителей малого бизнеса. Но с 2012 года для упрощенки установлены новые правила, которые существенно отличаются от применявшихся ранее.

«Общая система налогообложения у предпринимателя» (издание 4-е, переработанное и дополненное)

Данное методическое пособие подготовлено для физических лиц – предпринимателей, которые уплачивают налоги на общих основаниях, т. е. не применяют упрощенную систему налогообложения.

 

Наемные работники у предпринимателя (издание 2-е, переработанное и дополненное, 2014 г.)

Данное методическое пособие поможет правильно составить трудовой договор с работником, заполнить трудовую книжку при приеме и увольнении, оформить необходимые кадровые документы приказы, распоряжения, протоколы и др. Также в книге приведены практические рекомендации по заполнению и образцы учетных документов, без которых предпринимателю не обойтись при начислении заработной платы, оформлении отпусков и выплатах социальных пособий (в частности, больничных).

Семинар на DVD «Частным предпринимателям: все о налоговой реформе — 2015?

Семинар прошел 27 января 2015 года в г. Днепропетровске. Программа семинара: Какие налоги и сборы должны платить частные предприниматели в условиях налоговой реформы. Важные изменения для плательщиков единого налога. Общая система налогообложения: новые ставки налога и исключительный перечень расходов и др.

Единщики первой группы: учет и отчетность

В методическом пособии рассматриваются нюансы работы в первой группе плательщиков единого налога. Приводятся условия применения упрощенной системы налогообложения предпринимателями, торгующими на рынках или предоставляющими бытовые услуги населению. На практических примерах разъясняется, как заполнять книгу учета доходов и налоговую декларацию плательщика единого налога в различных ситуациях.

Единщики второй группы: учет и отчетность

Условия работы во второй группе упрощенной системы налогообложения весьма привлекательны. Вероятно, именно поэтому ее применяют более половины предпринимателей-единщиков. Но к данной группе налогоплательщиков предъявляются определенные требования, несоблюдение которых чревато потерей права применять упрощенную систему налогообложения.

You may also like

Leave a reply