Директор по МСБ Альфа-Банка — о новых методах работы с малым и средним бизнесом

Директор по МСБ Альфа-Банка — о новых методах работы с малым и средним бизнесом

В текущей экономической ситуации банки смещают фокус развития бизнеса и предоставления услуг от традиционной и ожидаемой поддержки малого и среднего бизнеса (МСБ) в виде кредитования в сторону предоставления ряда других услуг, более востребованных и удобных для предпринимателей.

В частности, банки делают ставку на обслуживание бизнеса. Они предлагают МСБ новые технологии в сфере обеспечения расчетов с клиентами, удаленного управления счетами и платежами, сервиса, при котором посещения отделений сведены к минимуму.

Одним из таких финучреждений является Альфа-Банк (Украина). О новых методах работы с МСБ и трансформации клиентов в новых экономических условиях рассказала Татьяна Волошина, вице-президент, директор по малому и среднему бизнесу Альфа-Банка (Украина).

— Какой бизнес Альфа-Банк (Украина) относит к малому и среднему? Как изменилась клиентская база за последнее время?

— “Альфа-Банк (Украина)” — это универсальный банк, который может обслуживать клиентов с различными объемами бизнеса. При этом для нас сегмент до 50 млн грн. — это малый бизнес, а с оборотом до 500 млн грн. — средний.

Клиентская база объединенного бизнеса “Альфа-Банка (Украина)” и Укрсоцбанка превышает 70 тыс. клиентов, при этом активное развитие этого сегмента бизнеса мы начали всего пару лет назад.

Для этого активно наращиваем компетенцию наших специалистов сети отделений. Например, у нас работают валютные консультанты, которые помогают предпринимателям с заключением международных валютных контрактов.

— Показатели говорят о том, что в сегменте МСБ “Альфа-Банк (Украина)” зарабатывает скорее на обслуживании, нежели на кредитовании. Почему так?

— Давайте посмотрим на первоочередные потребности МСБ. Клиентов этого сегмента интересуют прежде всего ежедневные операции, расчеты с контрагентами. Чуть меньшим спросом пользуются валютные операции.

Кроме того, мелкие компании все больше начинают применять безналичные формы расчетов. Это естественный процесс развития экономики, финансовой системы. В итоге качественно меняется сам клиент.

Мы уже не первый год видим, что спрос на платежные терминалы со стороны мелких предпринимателей растет. А это значит, что они все больше доверяют работе в безналичном формате, видят в этом преимущество и выгоду.

Этому способствует и то, что люди все чаще рассчитываются за товары и услуги не наличными, а с помощью платежных карт или систем интернет-банкинга. Бизнес чувствует это и, естественно, подстраивается под своих клиентов.

— А что с кредитами?

— Нужно понимать, готовы ли сами представители МСБ брать кредиты. Не секрет, что кредиты для бизнеса все еще очень дорогие. Клиенты МСБ очень быстро адаптируются к изменениям экономических условий.

Многие уже успешно перешли на использование альтернативных инструментов управления ликвидностью своего бизнеса и теперь сами не всегда видят смысл в банковском кредите, даже если банк его предлагает.

Бизнес научился эффективно использовать предоплату, рассрочку, товарные кредиты и другие инструменты. Конечно, мы предоставляем овердрафт нашим клиентам для перекрытия кассовых разрывов, если клиент сам запросит такую услугу. Но делаем это в основном для тех клиентов, которых хорошо знаем и чьи обороты видим.

Если говорить о ситуации в целом, следует признать, что в последние годы банковская система в основном сокращала кредитование МСБ. Сейчас можно наблюдать развитие профильных программ для МСБ.

Речь идет о программах финансирования проектов в сфере энергосбережения, а также о программах, в которых участвуют международные финансовые организации. Также можно отметить интерес банков к финансированию агросектора.

— И все же очень многие банки видят в МСБ наиболее перспективный сегмент клиентов.

— И это неудивительно. Малый и средний бизнес — основа любой экономики. Украине придется приложить еще много усилий, чтобы 60-70% ВВП формировалось за счет МСБ, как это происходит в развитых странах.

Но это необходимо. Хорошо, что малый бизнес растет. Можно наблюдать появление большого количества украинских стартапов, часто успешных не только здесь, но и на Западе.

— В каких отраслях экономики МСБ сейчас наиболее успешен?

— Я бы отметила сектор IT, легкую промышленность. Доля компаний из этих секторов в структуре экспорта продолжает увеличиваться. Это компании, которые будут представлять Украину в мире. И важно, что многие из них основаны молодыми людьми, готовыми развиваться и рисковать.

— Развивающемуся бизнесу нужны новые продукты, новые технологичные сервисы. “Альфа-Банк (Украина)” работает в этом направлении?

— Конечно. Мы прекрасно понимаем, насколько важен для клиентов такой ресурс, как время. Уже завершена перестройка системы веб-банка с учетом потребностей МСБ.

— В чем заключаются изменения?

— Традиционный формат “клиент — банк” ориентирован в первую очередь на крупных корпоративных клиентов. В работе с МСБ от этого формата нужно было уйти. Часто предприниматель — это одновременно и юридическое, и физическое лицо.

Понимая это, мы улучшили интерфейс, сделали систему интуитивно понятной и, по возможности, простой. Собственно, многое брали из уже опробованного мобильного банкинга и интернет-банкинга для физлиц.

В приложении “Мой бизнес Online” мы реализовали возможность подтверждения sms-паролями платежей с определенными лимитами сумм. Иными словами, теперь можно использовать не только электронную цифровую подпись, что ранее считалось не очень удобным инструментом.

Многие изменения направлены на то, чтобы клиенту не нужно было лишний раз лично посещать отделение банка. Мы активно развиваем инструменты удаленной работы бизнеса с банком.

— Фактически речь идет о создании полноценного виртуального отделения?

— Совершенно верно. Для нас виртуальное отделение — это цель. Важно дать предпринимателям тот сервис и то отношение, которое оставит их нашими клиентами на многие годы.

Более того, мы хотим, чтобы человек, чей бизнес обслуживается в нашем банке, начал обслуживаться у нас и как частное лицо. Этого требуют и наши стратегические цели.

Хочу отметить, что, имея многолетний опыт обслуживания МСБ, “Альфа-Банк (Украина)” перенял много полезных наработок и у Укрсоцбанка, работающего с этим сегментом уже более 20 лет.

Источник: SME Banking Club

Оставить комментарий