Заместитель Министра финансов Украины Елена Макеева рассказала СМИ о том, какой видит Минфин новую систему налогообложения и как собирается реформировать налоговую службу. С основными тезисами планируемых изменений можно ознакомиться в нашей подборке.

Об изменениях в Налоговом кодексе

До 27 августа Минфин сформирует основные изменения к Налоговому кодексу в один документ и в начале сентября передаст этот документ в Верховную Раду, чтобы нормативный акт вступил в силу с 1 января. В частности, Минфин предлагает:

переложить уплату ЕСВ на зарплату (в среднем 37 % от ее размера «грязными») с работодателя на работника (сейчас работники платят только 15-17 % подоходного налога). При этом снижение ЕСВ возможно до 28-29 %. То есть «чистая» зарплата работника вырастет на 7-8 %;

поднять порог дохода, выше которого подоходный НДФЛ не взимается, с нынешних 17 минзарплат, или 20 тыс. 706 грн, до 25 минзарплат – 30 тыс. 450 грн;

оставить упрощенную систему налогообложения только для ФЛП с годовым оборотом средств до 300 тыс. грн (рыночные торговцы с 1 торговой точкой, служба сервиса). Для ФЛП с оборотом от 300 тыс. грн до 2 млн грн ввести «кассовый метод» базы налогообложения: доходы минус расходы, а с разницы уплачивается ЕСВ и подоходный налог. Все юрлица, независимо от объемов оборота, переводятся на общую систему налогообложения и уплату НДС, если годовой оборот средств превышает 2 млрд грн (сейчас – 1 млн грн);

увеличить налоги: НДС – с 20 до 22 %, установить 5-летнюю шкалу ежегодного повышения акцизов на алкоголь и табак (сейчас – только рост не более чем на уровень инфляции);

снизить налоги: с 1 октября 2015 года рента за пользование недрами снизится с 55 % (для залежей на глубине свыше 5 км) и 28 % (до 5 км) до 28 % и 14 % соответственно. С 1 января 2018 года рента составит 20 % и 10 %;

ввести налог на весь транспорт старше 5 лет (до 1 тыс. грн в год), распространить налог на роскошь для авто дороже 1 млн грн (например, «Бентли», «Мазерати»), независимо от объема двигателя, а также увеличить налог на квартиры пл. более 350 кв. м и дома – более 500 кв. м.

Реформа ГФС: объединение таможенного и налогового направлений

Кроме изменений в Налоговый кодекс, 27 августа Минфин обнародует концепцию реформы налоговой службы. Формирование реформы ГФС Минфин завершил вместе с представителями МВФ. Работали с МВФ очень долго, взяли лучшие европейские практики, разработали новую организационную структуру ГФС. Осталось утвердить эту структуру в парламенте. План действий Минфина разработан на 2 года с четкими дедлайнами.

Эффективность работы ГФС достигается посредством углубления сотрудничества с министерством, и еще большего объединения таможенного и налогового направлений.

Таможня должна выполнять четкие задачи – сопровождение товара на территорию Украины или извне. Это сервисная служба. Объединение таможни и налогового направления обеспечит сокращение проверок для бизнеса.

Передача на аутсорсинг услуг таможни

Пока создана рабочая группа, которая детально изучит опыт других стран по передаче на аутсорсинг услуг таможни, учтет национальную специфику нашей страны, проведет переговоры с поставщиками таких услуг и сделает выводы.

В реформе ГФС будут ориентироваться на опыт Грузии

Реформа ГФС предусматривает сокращение штата, однако сначала следует провести функциональный анализ процессов на всех уровнях фискальной службы. Во-первых, нужно выявить, где есть дублирование функций, а во-вторых, оптимизировать существующие процессы. Елена Макеева считает, что можно было бы попробовать применить опыт Грузии, которая предоставляет платные консультационные сервисы налогоплательщикам и на 60% финансирует себя самостоятельно. Когда индивидуальные консультации станут платными, можно будет говорить об ответственности госслужащих.

О победе над коррупцией и молодых кадрах

Чтобы победить коррупцию, нужно поднять зарплаты людям. Потому что за 2-3 тыс. грн очень сложно прожить, это и подталкивает людей на коррупцию. Далее надо автоматизировать все процессы и избавиться от влияния человеческого фактора.

Елена Макеева разъяснила, что для этого нужно искать деньги, доноров, тех, кто будет помогатьинвестировать деньги в IT в работе налоговой и таможни. Если автоматизируются все сервисы, то можно брать и студентов на работу и платить низкие зарплаты. Подобный опыт был в Грузии.

Об оценке эффективности работы сотрудников ГФС

Премьер-министр на презентации реформы ГФС поставил KPI (ключевые показатели эффективности) главе ГФС и двум его заместителям на 3 месяца, которые дали как испытательный срок. Оценивать, выполнили ли они эти KPI или нет, будут в конце сентября.

Сейчас же Минфин разрабатывает KPI до конца года и на следующий год. Этот документ будет включать не только финансовые показатели, а еще и критерии оценки повышения качества работы сервисной службы. Рекомендации по KPI Минфину дал МВФ. Но проблема в том, что пока у Министерства нет отправной точки для измерения эффективности работы ГФС. Поэтому сейчас анализируется, сколько тратит времени на подготовку налоговой консультации инспектор, сколько обрабатывается телефонных запросов за час, какой уровень удовлетворенности у сотрудников ГФС и налогоплательщиков.

Сокращение штата ГФС

Реформа ГФС предусматривает серьезные системные изменения, потому что на самом деле нужно уменьшать количество людей. 58 тысяч человек – это много. Но нельзя просто в один день всех уволить, утверждает Елена Макеева. Нужно понять, где есть дублирование функций на уровне района или области, какие функции можно забрать, что нужно оставить. Планируется провести пилотный проект на уровне одной области. Речь идет о децентрализации, передаче функций ГФС из Киева в области. Идея состоит в том, что документальные проверки будут проводиться только на высокорисковых и больших предприятиях, а малый и средний бизнес будет получать электронный консультационный сервис.

Источник: Інформаційний портал Україна без корупції

You may also like

Leave a reply