В Верховной Раде принят в первом чтении правительственный законопроект № 2822 от 13.05.2015 г., который предлагает создать в Украине национальную полицию.
Проект Закона «О Национальной полиции» разработан в рамках мероприятий по реформированию органов Министерства внутренних дел.
В соответствии с текстом документа, полиция должна стать центральным органом исполнительной власти, который служит обществу путем обеспечения охраны прав и свобод человека, противодействия преступности, поддержания общественного порядка и общественной безопасности. Деятельность полиции направляется и координируется правительством через министра внутренних дел.
«Законопроект имеет несколько существенных новаций, обусловленных необходимостью реформы правоохранительных органов, поскольку реальная ситуация в этой сфере уже давно не устраивает не только рядовых граждан, но даже самих правоохранителей», – подчеркивает адвокат департамента уголовной практики ЮК «Алексеев, Боярчуков и партнеры» Игорь Самолетов.
По словам адвоката, главные новации данного законопроекта следующие:
1. Обязанности ГАИ объединят с патрульной службой.
2. На работу в национальную полицию планируют брать молодежь после специального обучения.
3. Управления внутренних дел в областях и районах хотят ликвидировать.
4. Будет создана комиссия при национальной полиции, в которой 3/5 членов – правозащитники и другие гражданские лица.
5. Назначения на должности будут происходить через конкурс, который будут проводить полицейские комиссии с использованием полиграфа.
6. Руководителей полиции будут назначать на контрактной основе на 5 лет.
7. Местные советы будут согласовывать назначение руководителей полиции и получат право их снять 2/3 голосов и др.
Однако адвокат высказывает сомнение в реформаторском характере документа и воспринимает его скептически, обращая внимание на системные недостатки закона. В частности, он обращает внимание на перегруженность документа подробностями регулирования одних сфер деятельности будущих полицейских за счет полного игнорирования других. Текст законопроекта сложен, нет взвешенного подхода к четкому определению перечня регулируемых положений, сохранена старая система званий, отсутствует комплексное понимание контроля и надзора за деятельностью Национальной полиции со стороны общества.
«Кабмину необходимо прописать механизмы финансирования и обеспечения Национальной полиции, уделить внимание планированию, принципам оценки эффективности, а также ответить на вопрос, как и перед кем полиция будет отчитываться о результатах своей деятельности», – рассказывает Игорь Самолетов.
Также, по его мнению, неприемлемо отсутствие в законопроекте регламентации относительно оснований для получения сведений, в том числе и тех, которые составляют коммерческую и банковскую тайну, персональных данных граждан и других сведений, включая сведения финансового и медицинского характера.
«Но пока главное – что власть перешла от обещаний к конкретным действиям в проведении долгожданной реформы. Сломать восприятие правоохранительных органов как карательного инструмента бывшего тоталитарного СССР является едва ли не основной задачей ее проведения», – резюмирует адвокат департамента уголовной практики ЮК «Алексеев, Боярчуков и партнеры» Игорь Самолетов.
Пресс-служба
ЮК «Алексеев, Боярчуков и партнеры»
www.abp.kiev.ua