Политика равных прав и возможностей женщин и мужчин усиливает свои позиции в Украине. С недавних пор она активно начала внедряться в секторе безопасности и обороны. О том, как гендерные подходы способны повлиять на его реформирование, приблизить нашу страну к Североатлантическому Альянсу, говорим с руководительницей Информационно-консультативного женского центра Еленой СУСЛОВОЙ.
– Почему сегодня активно заговорили о необходимости внедрения принципа равенства женщин и мужчин в сектор безопасности и обороны Украины?
– До последнего времени этот сектор действительно оставался преимущественно «мужской прерогативой». Есть определенные общественные стереотипы, что защищать – это обязанность мужчин. Однако украинское общество, как и любое другое, постоянно развивается, в его жизни возникают новые вызовы и подходы. Одним из таких стала война, которая ведется Россией против нашей страны с 2014 года. С тех пор, как она началась, много людей поняли, что они не могут оставаться в стороне от вопросов, связанных с обороной. Например, речь идет о мужчинах, которые во время сокращения армии оставили украинское войско, а затем вернулись назад. О мужчинах старшего возраста, которые уже не должны были идти на передовую, но они почувствовали, что обязаны это сделать. Поддержка каждой такой силы была нужна, ведь без нее страна могла бы оказаться в значительно более сложной ситуации.
К сектору безопасности и обороны начали активно присоединяться и женщины. Но их участие не следует рассматривать как «последний рубеж». Я бы привлекла внимание к нашему цивилизационному разрыву с Россией – он базируется на тех ценностях, которые в Украине не были случайными, которые тут всегда культивировались и развивались. Имеются в виду украинские подходы к принципам равенства прав человека независимо от его пола. Их в нашей стране исповедовали с давних времен, права женщин уважали. Если мы обратимся к определенным историческим реминисценциям, то увидим множество абсолютно современных примеров отношения к этой тематике в разные периоды истории Украины.
Поэтому для украинских женщин является естественным проявлением присоединяться к тем сферам общественной жизни, где их усилия востребованы. В частности, к реформированию сектора безопасности и обороны.
В мае 2018 года Проект «Усиление способности общественных организаций проводить адвокацию и лоббирование интегрирования антидискриминационного подхода и принципа гендерного равенства в реформу сектора безопасности», который реализует наш Информационно-консультативный женский центр при поддержке Фонда Подотчетности Министерства иностранных дел Королевства Нидерландов, проводил в Харькове круглый стол о военно-гражданском сотрудничестве. И один из натовских экспертов сказал фразу, которую я не устаю повторять: «В условиях современной войны нельзя надеяться на положительные результаты для страны, если к противодействию этой войне привлечены лишь военные силы без всего общества».
– Как много украинских женщин представлены в секторе безопасности и обороны, сколько из них принимают участие в военных действиях на востоке Украины?
– В марте текущего года обнародовались официальные данные по этому поводу. Так, согласно им, в Вооруженных Силах Украины проходят службу более 24 тыс. женщин, из них 3 тыс. – офицеры. Также более 31 тыс. женщин работают в ВСУ. Около 7 тыс. исполняли задания в районе ООС и получили статус участницы боевых действий.
Более 40 тыс. женщин работают в системе МВД. В Государственной службе по чрезвычайным ситуациям – 8 тыс. женщин, в Государственной пограничной службе – 11 тыс., из которых 13% – офицеры.
Трудно сказать, отвечает ли такое женское представительство тому общественному ресурсу, который нужен для качественной и полной обороноспособности страны. Но есть хорошее движение.
– В последнее время наблюдается и усиление антигендерных движений в Украине. С чем это связано?
– Общественные организации, занимающиеся вопросами гендерного равенства, постоянно мониторят и анализируют соответствующую ситуацию. И можно сделать выводы, что такие движения являются частью гибридной войны. Не только в Украине, но и в некоторых других странах разворачивание конфликтов провоцировалось несколькими факторами, и среди них – усиление антигендерных движений, давление на гражданское общество, на общественные организации. Поскольку женщины не очень мощно представлены в политике, они активнее сосредоточены в общественном секторе, поэтому сильнее ощущают такое давление. Его может усиливать еще один важный аргумент – законодательство. То есть, поддержка тех законодательных норм, которые ограничивают права женщин в обществе. Например, противодействие мероприятиям, направленным против насилия в семье, а также антиабортное законодательство.
Антигендерные движения используют мифы, предубеждения, гендерные стереотипы, чтобы изменить наши ценностные установки и ослабить нашу силу противостояния. Они стремятся навязать домостроевские основы, которые исповедует соседняя с нами страна-агрессор. Если мы их поддержим, то должны разделять с ними и другие идеологические принципы. Но ведь это совсем не так!
Жаль, что некоторые очень умные, патриотично настроенные люди иногда не дают надлежащей оценки этим манипулятивным воздействиям, которые отрицательно сказываются на общей ситуации в стране. И не понимают важности гендерного равенства для женщин и мужчин в разных сферах жизни общества, в том числе, связанной с безопасностью и обороной.
Это большая проблема, и нам еще нужно много работать над ней.
– Как гендерные подходы могут усилить обороноспособность нашей страны в условиях продолжающейся войны?
– Гендерная политика дает возможность всем – и женщинам, и мужчинам, которые служат в ВСУ или каким-то другим образом поддерживают их, почувствовать ту связь, которая должна быть между армией и обществом. Армия должна представлять общество, которое она защищает. Это базовый принцип, который исповедуется в развитых государствах. Не должно быть ограничений для той или иной категории населения. При таком условии обороноспособность страны будет усиливаться.
Когда мы говорим об обороноспособности, то должны понимать, что она включает не только наличие достаточного количества военных и боевой техники. Речь идет, в частности, и о мощном экономическом развитии. Не случайно вспомнила о нем. До последнего времени в нашей стране существовал запрет на определенные профессии для женщин, и таких было очень много. Теперь этот запрет частично отменен. Женщины могут реализовать свои возможности в этих сферах и тем самым положительно влиять на экономическую ситуацию, а одновременно и на национальную безопасность страны.
– Из-за военного конфликта на востоке Украины страдает и гражданское население. И больше всего – женщины и дети. С какими проблемами они сталкиваются, и как ваш Проект помогает их решению?
– Мы стараемся уделять внимание разным категориям населения в районе боевых действий, которые имеют проблемы, но обделены вниманием общества. В прошлом году мы достаточно активно работали в так называемой «серой зоне» вблизи линии разграничения. Доноры не очень охотно туда идут и часто не имеют представление о реальной ситуации, которая там разворачивается, о настроениях населения, об определенных тенденциях, на которые государство, международные структуры, общественный сектор должны реагировать. Поэтому наша работа была очень важной. В частности, мы исследовали и проблемы, с которыми сталкиваются женщины и мужчины на временно оккупированных территориях Украины, как реагируют на влияние пропаганды от агрессора. Приведу один пример.
Мы хотели узнать, как молодежь на временно оккупированных территориях реагирует на возможность поступать в высшие учебные заведения на территории Украины на льготных условиях. По нашей информации, многие из тех, кто проявлял такое желание, подвергались запугиванию. Причем девушкам преимущественно говорили о том, что как только они попадут на контролированную Украиной территорию, их сразу же изнасилуют и никакой учебы в вузе не будет. А ребятам сообщали, что у них тоже не будет никакой студенческой жизни, потому что их сразу заберут в армию и там убьют.
Казалось бы, речь идет о простых вещах, о простых вопросах. Но они влияют на формирование сознания, на дальнейшее поведение. Без ответов на такие вопросы никаких изменений не будет. С людьми нужно общаться, доносить до них нашу точку зрения, отстаивать ее. Это тоже вопросы национальной безопасности и обороны. И значительная их часть как раз и лежит на женских плечах.
– Как внедрение гендерных подходов в сектор безопасности и обороны может упростить вступление Украины в НАТО?
– Гендерные подходы – это один из стандартов НАТО. Еще в 2002 году был обнародован План действий Украина-НАТО, и именно благодаря этому вопросы гендерного равенства получили определенное распространение в нашем секторе безопасности и обороны. В позапрошлом году в этом Плане действий была определена еще одна цель – «Гендерная перспектива». В ней четко предусмотрено, что в разных подразделениях упомянутого сектора безопасности должны быть внедрены должности ответственных гендерных лиц, которые будут воплощать такие стандарты, следить за их соблюдением и отчитываться о них.
Страна, которая стремится быть в НАТО, не может обойти ни один из его стандартов.
Ознакомление с опытом стран НАТО, в частности, в сфере гендерной проблематики, является очень важным для наших военнослужащих, которые его изучают. Недавно мы проводили обучение для трех центров подготовки сержантского состава в рамках работы, связанной с моей экспертной деятельностью для ООН-Женщины. Среди 20 членов группы были женщины и мужчины, большинство уже побывали в странах НАТО. И вопрос гендерных подходов они обсуждали не на теоретическом уровне, а обменивались личными впечатлениями и практическими достижениями.
Меня очень поразил ответ, когда я спросила об их ожиданиях относительно учебы. Один из этих участников сказал: «Поскольку гендерное равенство – это навсегда, значит, мы должны знать конкретно, как это делать».
С гендерной политикой Украина движется к НАТО. И должна сказать, что очень часто наши антидискриминационные изменения в секторе безопасности и обороны являются глубокими и убедительными.
– Недавно представительная украинская делегация знакомилась с нидерландским опытом внедрения антидискриминационного подхода при реформировании национального сектора безопасности. Что нового вы почерпнули во время этой поездки?
– Это была очень важная поездка. Прежде всего, мы нестандартно подошли к формированию группы. Обычно доноры отдают преимущество работе с гомогенными структурами – исключительно с представителями Вооруженных Сил, или полиции, или общественных организаций. Мы же «намешали» всех. Были представители сектора безопасности и обороны, гражданского сектора власти, общественных организаций. Все они могли между собой обсуждать важные для нашего общества вопросы и вместе смотреть на то, как подобные решения воплощаются в Нидерландах.
Важно было посетить те организации и учреждения, в которых мы побывали. Это, в частности, Министерство иностранных дел, центр НАТО, общественные организации, встречались с полицией.
Члены группы хотели не только познакомиться с опытом Нидерландов, с тем, чего они достигли. Важно было узнать, с чего они начинали и как двигались. Например, мы встречались с одной из первых женщин-полицейских в стране. Прошлое ей оценивать сложно, ведь сегодняшние реалии она воспринимает как естественные и давно привычные.
Очень интересной была встреча в так называемом Center of Excellence – центре, который является частью структуры, помогающей НАТО развиваться. Это учебно-научное учреждение по разным темам в разных странах НАТО. Мы посетили центр военно-гражданского сотрудничества. Было интересно узнать и о его работе, и о самой структуре Центра. Потому что тот опыт, который Украина за прошедшие 4 года отработала в сфере гендерного реформирования сектора безопасности и обороны, уже требует определенного аккумулирования в едином образовании, которое бы помогало как нашим людям, так и людям в других странах, стремящимся к соответствующим изменениям. Например, в Молдове и Грузии. А также и тем, кто уже является членом НАТО, как те же Литва, Болгария, Румыния и пр. Поэтому для нас было важно посмотреть, какой может быть такая структура, как ее можно развивать.
Были и другие познавательные обсуждения. К примеру, о том, как вопросы гендерного реформирования должны популяризироваться в обществе, отображаться в СМИ.
Обо всем сразу не скажешь. Что-то останется в памяти как хорошая идея. Но некоторые вещи у нас уже внедряются.