С 19 октября 2016 года вступил в силу столь необходимый и долгожданный Закон Украины «О финансовой реструктуризации» № 1414-VIII от 14 июня 2016 года. Его главная цель – помочь выжить украинским компаниям, которые уже не могут выполнять свои кредитные обязательства и оказались на грани банкротства.

«По последним оценкам экспертов, общая сумма задолженности компаний, которые подпадают под действие закона о реструктуризации, составляет более чем 200 млрд гривен. Закон имеет ограниченный трехлетний срок действия. Он направлен на преодоление последствий кризиса в Украине. А также обеспечение доступа должников к финансированию для возобновления их хозяйственной деятельности», – подчеркивает руководитель практики M&A, банковского и финансового права  Адвокатского объединения «Спенсер и Кауфманн» Николай Лихачев.

По словам юриста, среди важных нововведений, предусмотренных этим законом, следует отметить предоставление Нацбанку новых полномочий для применения санкций к банкам. Порядок их применения прописан в «Положение о применении НБУ санкций за нарушение банками требований Закона о реструктуризации», утвержденный Постановлением Правления Нацбанка  №392 от 13 октября 2016 года.

«С утверждением данного порядка, НБУ может применять к банкам санкции, предусмотренные частями 2 и 3 ст. 30 Закона о реструктуризации на основании предложений, полученных от должника или специального органа. Решение о применении санкций к банкам принимается Комитетом НБУ по вопросам надзора и регулирования деятельности банков, надзора (оверсайта) платежных систем в течение 30 дней с момента получения полного пакета документов, который подтверждает факт нарушения банком требований Закона о реструктуризации», – сообщает Николай Лихачев.

Среди очевидных плюсов внедрения данного порядка, также следует отметить, что отныне, в соответствии со статьей 30 Закона о реструктуризации, на банки будут налагаться санкции в виде высоких штрафов:

  • за непредставление финансирования должнику при наличии утвержденного плана реструктуризации, – штраф в размере 5% суммы непредоставленного финансирования;
  • принудительное изъятие имущества должника и имущества, переданного третьими лицами для обеспечения выполнения обязательств должника, – штраф в размере стоимости имущества, а само имущество должно быть возвращено должнику;
  • за осуществление действий по завладению имуществом должника или получению контроля над имуществом должника во время действия моратория, – штраф в размере стоимости имущества, а само имущество должно быть возвращено должнику;
  • за нарушение зачета встречных однородных требований, – штраф в размере 125% суммы требования, относительно которого был осуществлен зачет;
  • за нарушение требований договоров об отсрочке по взысканию задолженности или обращению требований на предмет залога (ипотеки) в течение срока действия договора об отсрочке, – штраф в размере взысканной задолженности или стоимости предмета залога (ипотеки), при этом кредитор должен вернуть сумму такой задолженности или предмет залога (ипотеки) должнику;
  • за невыполнение арбитражных решений сторонами, относительно которых были приняты данные решения, – штраф в размере 1 000 минимальных заработных плат.

«Положительным моментом принятого Положения также является возможность защиты интересов сторон в судебном порядке. Так, Положение предусматривает возможность взыскания соответствующей суммы штрафа с банка в судебном порядке, а также возможность обжалования решения о применении к банку санкций в судебном порядке. В тоже время, в Положении четко предусмотрено, что возможность обжалования решения о применении санкции, не прекращает его выполнения», – констатирует Николай Лихачев.

Исходя из этого, можно сделать достаточно оптимистичное предположение, что предусмотренный в Положении механизм наложения санкций и судебного воздействия на процесс выполнения решений об их наложении, будет работать правильно и все действия будут осуществляться своевременно, без существенных задержек.

«На данном этапе сложно дать окончательную оценку нововведениям, утвержденным НБУ и внедренным Законом о реструктуризации, необходимо некоторое время, чтобы увидеть, «работают» ли принятые нормы и оценить их в действии. Однако, уже сейчас можно со сдержанным оптимизмом заявить, что для банковской и финансовой сферы положительных моментов в принятии Закона и вышеупомянутого Положения явно значительно больше, чем недостатков», – резюмирует руководитель практики M&A, банковского и финансового права Адвокатского объединения «Спенсер и Кауфманн» Николай Лихачев.

You may also like

Думка експерта

Як розрахувати частку сільгосптоваровиробництва та не втратити статус платника єдиного податку IV групи?

Хто має подавати Розрахунок частки сільгосптоваровиробництва? Сільгосптоваровиробники (юридичні особи) для переходу на спрощену систему оподаткування ...

Leave a reply