С 19 октября 2016 года вступил в силу столь необходимый и долгожданный Закон Украины «О финансовой реструктуризации» № 1414-VIII от 14 июня 2016 года. Его главная цель – помочь выжить украинским компаниям, которые уже не могут выполнять свои кредитные обязательства и оказались на грани банкротства.

«По последним оценкам экспертов, общая сумма задолженности компаний, которые подпадают под действие закона о реструктуризации, составляет более чем 200 млрд гривен. Закон имеет ограниченный трехлетний срок действия. Он направлен на преодоление последствий кризиса в Украине. А также обеспечение доступа должников к финансированию для возобновления их хозяйственной деятельности», – подчеркивает руководитель практики M&A, банковского и финансового права  Адвокатского объединения «Спенсер и Кауфманн» Николай Лихачев.

По словам юриста, среди важных нововведений, предусмотренных этим законом, следует отметить предоставление Нацбанку новых полномочий для применения санкций к банкам. Порядок их применения прописан в «Положение о применении НБУ санкций за нарушение банками требований Закона о реструктуризации», утвержденный Постановлением Правления Нацбанка  №392 от 13 октября 2016 года.

«С утверждением данного порядка, НБУ может применять к банкам санкции, предусмотренные частями 2 и 3 ст. 30 Закона о реструктуризации на основании предложений, полученных от должника или специального органа. Решение о применении санкций к банкам принимается Комитетом НБУ по вопросам надзора и регулирования деятельности банков, надзора (оверсайта) платежных систем в течение 30 дней с момента получения полного пакета документов, который подтверждает факт нарушения банком требований Закона о реструктуризации», – сообщает Николай Лихачев.

Среди очевидных плюсов внедрения данного порядка, также следует отметить, что отныне, в соответствии со статьей 30 Закона о реструктуризации, на банки будут налагаться санкции в виде высоких штрафов:

  • за непредставление финансирования должнику при наличии утвержденного плана реструктуризации, – штраф в размере 5% суммы непредоставленного финансирования;
  • принудительное изъятие имущества должника и имущества, переданного третьими лицами для обеспечения выполнения обязательств должника, – штраф в размере стоимости имущества, а само имущество должно быть возвращено должнику;
  • за осуществление действий по завладению имуществом должника или получению контроля над имуществом должника во время действия моратория, – штраф в размере стоимости имущества, а само имущество должно быть возвращено должнику;
  • за нарушение зачета встречных однородных требований, – штраф в размере 125% суммы требования, относительно которого был осуществлен зачет;
  • за нарушение требований договоров об отсрочке по взысканию задолженности или обращению требований на предмет залога (ипотеки) в течение срока действия договора об отсрочке, – штраф в размере взысканной задолженности или стоимости предмета залога (ипотеки), при этом кредитор должен вернуть сумму такой задолженности или предмет залога (ипотеки) должнику;
  • за невыполнение арбитражных решений сторонами, относительно которых были приняты данные решения, – штраф в размере 1 000 минимальных заработных плат.

«Положительным моментом принятого Положения также является возможность защиты интересов сторон в судебном порядке. Так, Положение предусматривает возможность взыскания соответствующей суммы штрафа с банка в судебном порядке, а также возможность обжалования решения о применении к банку санкций в судебном порядке. В тоже время, в Положении четко предусмотрено, что возможность обжалования решения о применении санкции, не прекращает его выполнения», – констатирует Николай Лихачев.

Исходя из этого, можно сделать достаточно оптимистичное предположение, что предусмотренный в Положении механизм наложения санкций и судебного воздействия на процесс выполнения решений об их наложении, будет работать правильно и все действия будут осуществляться своевременно, без существенных задержек.

«На данном этапе сложно дать окончательную оценку нововведениям, утвержденным НБУ и внедренным Законом о реструктуризации, необходимо некоторое время, чтобы увидеть, «работают» ли принятые нормы и оценить их в действии. Однако, уже сейчас можно со сдержанным оптимизмом заявить, что для банковской и финансовой сферы положительных моментов в принятии Закона и вышеупомянутого Положения явно значительно больше, чем недостатков», – резюмирует руководитель практики M&A, банковского и финансового права Адвокатского объединения «Спенсер и Кауфманн» Николай Лихачев.

You may also like

Leave a reply