Украинские бренды VOVK, Фолк Мода, Kachorovska atelier, Cipollino, Artzavod — их опыт при выходе в онлайн.
В Украине официально зарегистрировано около 1,3 млн частных предпринимателей. А интернет-имен в зоне .ua чуть более 0,5 млн. Ясно, что далеко не все официально оформленные предприниматели ведут бизнес и что-то производят. И далеко не каждое отечественное предприятие обязательно открывает свой сайт в украинском интернет пространстве. А эффективные онлайн-инструменты, благодаря которым можно успешно продавать свои товары и услуги в сети, имеются лишь у немногих.
Согласно данным исследовательской компании Factum Group, уже около 66% украинцев регулярно пользуются интернетом. Это огромный потенциальный рынок новых покупателей. Они готовы ознакомиться с товарами и заказывать его практически из любого уголка страны и даже мира. Как показывает практика успешных предпринимателей, некоторые из них быстро превратили свое дело в общенациональные бизнесы после создания рабочих онлайн-проектов. Причем на то, чтобы грамотно и эффективно выйти в сеть, не обязательно тратить большие деньги. Есть целый набор решений, позволяющий оказаться в онлайне быстро и без больших затрат. Украинские бренды
Как сделать из офлайн-бизнеса успешный интернет-магазин? ЛІГА.net пообщалась с основателями и менеджерами пяти раскрученных украинских брендов. Они рассказали, как решились на то, чтобы выйти в сеть, каковы затраты и подводные камни.
Как народная мода стала международной
Украинский производитель патриотической одежды Фолк Мода предпринимателей Максима Туганова и Петра Скирчука начинал с продаж своих товаров небольшим львовским магазинам. А теперь это — крупнейший в Украине производитель патриотической одежды, который вышел на международный рынок.
Рывок в развитии этого бизнеса случился в частности благодаря выходу бренда в интернет. В 2012 году владельцы Фолк Моды решили создать свой сайт. Цель — увеличить количество розничных продаж.
Создание собственного сайта с нуля, как оказалось, требует существенных трат времени и денег по меркам малого бизнеса — от $400 и выше (включая разработку дизайна). К тому же, существовал риск того, что бизнес в онлайне не пойдет.
Поэтому владельцы решили делать сайт на SaaS-платформе (в облаке) из уже готового набора предложенных инструментов и шаблонов. Для начала бренд заплатил за самый простой функционал сайта и оплатил годовую стоимость домена (около $50). Потом предприниматели выбрали максимально простой для пользователя шаблон и разместили на сайте ассортимент своего товара. Простота и акцент на продукции были главными критериями выбора шаблона. Все, чего хотели в компании — чтобы клиент зашел на сайт и максимально быстро и легко оформил покупку. В общей сложности создание сайта, покупка домена и хостинга обошлись Фолк Моде примерно в $300.
Полезный опыт: Если нет уверенности в том, что интернет-бизнес хорошо пойдет, не нужно сразу заказывать дорогой и эксклюзивный сайт. Существует достаточное количество облачных платформ (shopium.ua, recommerce.com.ua, insales.com.ua и пр), которые позволяют запустить интернет-магазин в считанные часы — на базе готовых шаблонов и софта, которыми пользуются и другие бизнесы. Как правило, такие решения содержат ряд настроек, благодаря которым интернет-магазин легко сделать не похожим на конкурентов.
В течение первых недель продаж не было совсем. Сайт нужно было продвигать. Компания решила подойти к вопросу комплексно. Фолк Мода создала страницы в соцсетях, настроила и оплатила контекстную и баннерную рекламу, работала над упоминаниями в прессе и на ТВ.
«Пришлось вложить немало денег и набить немало шишек, чтобы понять какие инструменты действительно способны привести людей на сайт. В месяц мы могли вложить в продвижение как $500, так и $3000. Этого достаточно для того, чтобы компания узкого профиля получила всеукраинский охват», — делятся опытом владельцы Фолк Моды.Украинские бренды
Сейчас через сайт бренда проходят десятки-сотни заказов в день не только из Украины, но со всего мира. Выход в интернет позволил компании наладить розничные продажи по всей стране и получить выход на международный рынок. Такой успех стоил многих усилий и вложений, но результаты превзошли ожидания.
От семейного пошива к серийному производству
Kachorovska atelier — это украинское ателье по пошиву обуви Алины Очеретяной (Качоровской). Более 50-ти лет оно функционировало, как небольшой семейный бизнес и обрабатывало несколько заказов в месяц. А в 2013 году бренд вышел в интернет с собственным сайтом и теперь получает пару сотен заказов ежемесячно.
Как ателье по пошиву обуви бренд прославился благодаря хорошим отзывам клиентов и так называемому сарафанному радио. В раскрутке помогло ведение страницы на Facebook. Но три года назад компания захотела расширяться и производить линейку готовой обуви.
«Нам нужно было искать торговую площадку. Так как полномасштабного магазина у нас тогда не было, мы решили создавать интернет-магазин. Это был самый удобный инструмент для продаж», — говорит Алина Очеретяная.
Полезный опыт: Интернет-сайт с каталогом товаров может помочь бизнесу трансформироваться из цеха по обработке индивидуальных заказов в серийное производство. А собственную страничку в соцсетях лучше создать как можно раньше. Ведь со старта сетевого проекта она может стать первым источником трафика на новый сайт.
Обосновался сайт ателье на украинском хостинге. Полная разработка обошлась бренду примерно в $1000. Простота для клиента была ключевым критерием. В итоге сайт получил лаконичный дизайн и понятный пользователю интерфейс с максимально простой навигацией. В интернет-магазин люди начали приходить с Facebook-странички бренда, где размещались ссылки на товары. Украинские бренды
Раскруткой сайта компания не занималась. Но не потому, что не хотела тратить деньги. На момент запуска сайта количество заказов на индивидуальный пошив обуви быстро росло. И запуск готовой линии обуви помог бы разгрузить ателье и удовлетворил бы какую-то часть клиентов. Поэтому, когда интернет-магазин заработал, у бренда сразу появились заказы на серийный продукт. Теперь площадка работает для тех, кто хочет получить пару обуви сразу, и не готов ждать свой заказ около месяца. Запуск интернет-магазина увеличил прибыль Kachorovska atelier на 20%. А в месяц на него заходят 15 000-20 000 уникальных посетителей. Создание сайта помогло не только расширить бизнес, но поддержало его в нужный момент.
Как мини-пиццерии захватить Киев
В 2013 году о пиццерии Cipollino в Киеве еще никто не знал. Более года мини-заведение работало в убыток. А теперь Cipollino доставляет пиццу в самые отдаленные районы города. Хозяину пиццерии Олегу Возному помог запуск сайта.
Онлайн-страничка пиццерии появилась в год открытия заведения. Однако сначала она работала в качестве визитки. «О нас узнавали благодаря сарафанному радио, и нам нужно было выйти в интернет. Человек, который услышал о нас, мог бы загуглить название, узнать больше о пиццерии, почитать отзывы и решить, стоит ли к нам идти. Когда сайт появился, мы просили клиентов оставлять на сайте отзывы», — рассказал Олег Возный.
Создание сайта с помощью облачной платформы с готовым шаблоном владельцу обошлось примерно в $350. Потом сайт переделывали ещё пару раз.
Полезный опыт: Сайт — как живой организм. За ним нужно следить, его нужно поддерживать, постоянно дорабатывать, если бизнес выстрелил и стремительно растет. Поэтому его создание следует доверять надежному разработчику или готовой облачной платформе с большим количеством клиентов. Если разработчик-фрилансер вдруг пропадет вместе со всеми кодами, придется переделывать сайт. А это уже будет стоить больших денег.
В 2016 году на сайте Cipollino появилась возможность расплатиться картой (такая функция стоила Возному около $120), а также составить пиццу себе самостоятельно, заказать обратный звонок. Последнее обновление сайта обошлось уже в $1000. А его ежемесячная поддержка и раскрутка в Google AdWords требует еще 3000 грн. Украинские бренды
Но как бы затратно по времени и деньгам не было содержание сайта, преимуществ от его создания у пиццерии гораздо больше. Выход в сеть позволил Cipollino расширить географию своей работы. Помимо Подола, пиццу заказывают теперь со всех районов Киева. Это повысило продажи на 10%. И практически каждый день сайт приводит пиццерии нового клиента.
Как в Запорожье создать Artzavod
У запорожского предпринимателя Николая Пономаренко было несколько идей на счет того, как развивать свой подарочный бизнес. Вначале он думал закупать интересные штуки за рубежом, чтобы продавать их в Украине. Но постепенно он понял, что своих задумок тоже хватает. И решил заниматься созданием собственных продуктов.
Пономаренко начал бизнес с простых вещей для подарков. Это были постеры с интересными рисунками. Их можно использовать для декорирования интерьера. После успешного старта предприниматель начал заниматься разработкой более сложных предметов интерьера — ими стали настенные часы, сделанные из виниловых пластинок. Топ-продуктом производства Николая Пономаренко стали настольные лампы собственного дизайна. Украинские бренды
«Когда сделали первые вещи, то поняли, что с ними можно и за рубеж попробовать пойти», — вспоминает он.
Для продажи товаров через интернет нужен был сайт. Так появилась платформа Artzavodua.com . «Дизайн сайта и его эргономику создавали сами. А писал его человек со стороны», — рассказывает предприниматель.
Полезный опыт: Интернет-магазин можно в принципе запустить без больших затрат на продвижение, если грамотно выстроить кампанию по маркетингу товаров. Главное, обеспечить определенный пул первых заказчиков, которые станут гарантией запуска производства. Использование иностранных краудфандинговых платформ — отличный вариант. К сожалению, в некоторых из них, таких как Kickstarter, украинцам нельзя зарегистрироваться из своей страны. Но предприниматели, которые очень хотят на них попасть, находят посредников за рубежом. Николай Пономаренко также советует не сосредотачиваться на тех товарах, которых в интернете уже достаточно много. Например, футболок. Он рекомендует всегда экспериментировать и предложить продукт с новым качеством.
Но как привлечь к проекту из Запорожья внимание потенциальных покупателей, тем более покупателей из-за рубежа? Пономаренко решил выйти на краудфандирговую площадку Kickstarter. Осенью 2014 года сделанная из дерева настольная LED-лампа Т1 привлекла около $9 000 и достаточное количество первых покупателей для старта производства. Впоследствии Пономаренко продвигал через Kikstarter и другие продукты, которые обеспечили поток клиентов на сайт.
Сейчас запорожский предприниматель продает свои товары в основном в Европу и Штаты — сотни изделий в месяц. Из Украины заказы тоже есть. Но их не так много. «Если честно, пока даже рекламы нигде не давали», — делится он. Помимо краудфандинговой платформы, продвижение обеспечили публикации в тематических журналах по дизайну и в профильных блогах. Украинские бренды
Как одежда от VOVK взлетела в интернете
Примерно пять лет назад предприниматель Татьяна Семенченко начинала с пошива небольшого количества одежды и продажи ее в соцсетях под торговой маркой VOVK. Потом владелице бренда удалось открыть магазин в Вышгороде. А уже зимой 2014 года ее магазин открылся в Киеве.
Сейчас под логотипом VOVK работает 12 магазинов в 8 городах Украины. Создать такую сеть помог интернет-портал. Объемы продаж VOVK в Киеве быстро росли. Но владелица бизнеса хотела двигаться дальше и осваивать другие города страны. Поэтому она решила создавать онлайн-площадку.
Разрабатывать интернет-магазин помогали знакомые. Так что на его создание бренд потратил только $15 — для покупки домена. Разработка онлайн-магазина с нуля заняла четыре месяца.
«В создании сайта VOVK мне было важно сделать красивый, но простой дизайн, который бы соответствовал стилистике офлайновых магазинов. Сайт должен был быть максимально удобным, чтобы покупатели могли сделать покупку в два клика. Ведь цель интернет-магазина — помочь выбрать нужную вещь, а не запутать клиента в переходах по меню», — говорит Татьяна Семенченко.
Полезный опыт: Продажа одежды через интернет — специфический бизнес. Крупные украинские онлайн-магазины в этой сфере, так как Lamoda, LeBoutique, ежедневно сталкиваются с тем, что им приходится обрабатывать огромные объемы возврата товара. Причина — не подошел размер, цвет или ткань. Поэтому наличие таких дополнительных функций как онлайн-примерка может хорошо выручать и уменьшать возврат.
После того, как сайт был готов, его нужно было раскручивать. Бренд начинал с SEO-продвижения — вывод сайта на верхние позиции в поисковиках. Такой способ дал первые ощутимые результаты спустя полгода. Сейчас бренд осваивает навыки тизерной рекламы в соцсетях и PR-публикации. Ежемесячно в интернет-магазин VOVK заходит несколько сотен тысяч посетителей, а суммарное количество просмотров приближается к миллионной отметке. Украинские бренды
Каждый день количество онлайн-заказов у бренда растет. Возможно, ставка на простоту и удобство сыграла. Например, недавно на сайте внедрили вкладку, по которой можно посмотреть наличие размеров каждой модели одежды в офлайновых магазинах. Эта услуга нужна для тех, кто все еще боится покупать вещи, не примерив их. А для уверенных покупательниц VOVK разработал возможность онлайн-примерки — где покупатель вводит свои параметры, а сайт выдает нужный ему размер.
Источник: Ассоциация Ритейлеров Украины