В преддверии практикума по вопросам интеллектуальной собственности и недобросовестной конкуренции ЮРЛИГА поговорила с партнером ЮФ «Астерс» Юлией Семений о практических аспектах, которые могут затронуть любого предпринимателя
Как застраховать себя от нарушений прав интеллектуальной собственности в Интернете? К примеру, если ведешь научный блог и не хочешь, чтобы твои идеи кто-то еще себе присвоил.
В целом, есть два направления для защиты. Первое — авторское право. Но тут важно помнить, что авторское право не защищает идеи (концепции), а распространяется только на конкретную форму выражения. К примеру, авторское право защищает чертежи, но не будет защищать проиллюстрированную на этих чертежах теорию. При этом авторское право возникает в силу создания объекта и не требует регистрации (которая, хотя и возможна, но в массовом объеме нецелесообразна), поэтому главное — зафиксировать момент создания. Классическим примером является отправка автором экземпляра произведения самому себе почтой. В определенной степени момент создания может быть установлен через время размещения информации в сети Интернет. Второе направление — патентная защита, которая распространяется на объекты технологий. В данном случае важно оформить идею и подать заявку на выдачу патента, с учетом формальных требований законодательства.
Можно ли зарегистрировать торговую марку без помощи профессионала? Если можно, тогда что для этого нужно?
Безусловно, зарегистрировать торговую марку можно и самостоятельно. С формальной точки зрения для этого необходимо подготовить и подать в Укрпатент (ГП “Украинский институт интеллектуальной собственности”) соответствующую заявку, а потом — реагировать на дальнейшее движение заявки и поступающие от Укрпатента документы. И хотя для этого придется потратить время и, как минимум, ознакомиться с нормативной базой, при благоприятных обстоятельствах вы получите регистрацию.
В то же время, стоит учитывать, что торговая марка — важный бизнес-актив, поскольку именно она отличает вас от конкурента, и ее грамотная защита может предотвратить существенные затраты в будущем — к примеру, в случае возникновения спора. Также практика показывает, что далеко не всегда обстоятельства складываются благоприятно и ситуация может заведомо быть конфликтной. К примеру, вы зарегистрировали торговую марку и предъявили претензию конкуренту, а конкурент утверждает, что начал использовать свою торговую марку раньше, и не прекращает нарушение, ссылаясь на право преждепользования. То есть, для успешной регистрации и дальнейшей эксплуатации торговой марки зачастую необходимо не только выполнить формальные требования, а и оценить исходную ситуацию и выбрать наиболее эффективный вариант.
Какие названия на упаковках товаров могут свидетельствовать о признаках недобросовестной конкуренции?
Одно из проявлений недобросовестной конкуренции — распространение вводящей в заблуждение информации, в том числе на упаковке товара. Поэтому название (обозначение) может рассматриваться как недобросовестная конкуренция, если оно не соответствует действительности. Это может быть указание на вид, состав или характеристики продукта (к примеру — название “масло” для спреда, “сыр” для плавленого сырка), а также прямое указание на предполагаемые преимущества продукта, в том числе в отношении качества/соответствия стандартам, цены (“лучшая цена”), популярности (“его выбирает большинство потребителей”). Правомерность использования такой информации должна подтверждаться документально, в том числе соответствующими сертификатами, исследованиями, заключениями и т.д., но к такому подтверждению необходимо подходить осторожно, помня о возможности расширительной трактовки той или иной информации со стороны АМКУ.
Как избежать ответственности за нарушение правил конкуренции, если сделал это неумышленно?
Законодательство прямо предусматривает для АМКУ возможность ограничиться выдачей рекомендаций о прекращении нарушения, устранения причин их возникновения и благоприятствующих им условий, а в случае прекращения нарушения — об устранении последствий. В случае выполнения рекомендаций, если нарушение не привело к существенному ограничению конкуренции, не нанесло существенных убытков и приняты меры по устранению его последствий, производство по делу не начинается, а начатое производство — закрывается. Таким образом, общий рецепт — оперативное прекращение нарушения и сотрудничество с АМКУ. Эти же обстоятельства могут рассматриваться как смягчающие способствовать снижению суммы штрафа. Однако, ситуация оценивается в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств нарушения и его влиянии на конкуренцию.
Нужна ли судебная экспертиза, когда плагиат является очевидным?
Логично предположить, что очевидность плагиата исключает необходимость проведения экспертизы. Однако, на самом деле, ситуация несколько сложнее. Как уже было сказано выше, авторское право не охраняет идеи и концепции, поэтому зачастую необходимо сначала установить объем правовой охраны, и, уже исходя из этого, устанавливать наличие нарушения. Недавний пример — спор о нарушении прав на телевизионную программу “Ревизор”. Многим заимствование казалось очевидным, но суд должен был проанализировать — какие именно элементы формы были неправомерно использованы. Это не означает, что судебная экспертиза – единственно возможное средство доказывания в подобных случаях. Тем не менее, именно основательное исследование ситуации дает возможность принять законное и аргументированное решение. К тому же, на данный момент практика проведения судебной экспертизы очень распространена и суды не всегда рискуют отказаться от нее, даже если вопрос может быть решен без проведения экспертизы.
Какие документы подаются в АМКУ с целью защиты от недобросовестной конкуренции?
Подаваемые в АМКУ документы должны содержать информацию о нарушении и доказательства нарушения, какие именно — зависит от конкретной ситуации. Это, к примеру, могут быть доказательства распространения рекламы или реализации продукта, исследования рынка, заключения специалиста и т.д. — но все они должны быть направлены на установление нарушение. Конечно, АМКУ обладает широкими полномочиями по расследованию нарушений, однако обращаться с заявлением о недобросовестной конкуренции, не подкрепленным доказательствами, было бы неосмотрительно. В ряде случаев доказыванию подлежит также и репутация заявителя, а именно объем и длительность его деятельности на рынке – к примеру, если речь идет об использовании чужих обозначений, имитации упаковок товаров.
Насколько опасны санкции АМКУ для предпринимателей?
Думаю, размер санкций говорит сам за себя — максимальный размер штрафа за недобросовестную конкуренцию установлен на уровне 5 % дохода (выручки) от реализации продукции (работ, услуг) за последний отчетный год, предшествующий году, в котором налагается штраф. И хотя согласно недавним рекомендационным разъяснениям АМКУ недобросовестная конкуренция отнесена к нарушениям средней тяжести, и базовый размер штрафа определен как 30 % дохода (выручки) от реализации продукции (работ, услуг), которая осуществлялась с нарушением (а не от всей выручки), сумма штрафа может быть весьма существенной для бизнеса. Наиболее неприятной может быть ситуация, когда нарушение связано с деятельностью ответчика в целом либо же с существенной частью его ассортимента.
Куда обращаться эффективней: в суд или АМКУ?
Ответ зависит от ситуации и целей, преследуемых заявителем. Практика обращения в суд с исками о недобросовестной конкуренции не очень обширна. Возможно, это обусловлено тем, что во многих ситуациях суть нарушения проще объяснить АМКУ как профильному органу. В то же время, обращение в АМКУ — это дополнительный этап, поскольку его решение может быть впоследствии обжаловано в суде. К примеру, если недобросовестная конкуренция заключается в использовании чужого обозначения (или схожего с ним) и тесно связана с нарушением прав интеллектуальной собственности, обращение в суд может быть более рациональным выбором.