Летом 2015 года следует готовиться к очередному витку инфляции, а также росту курса доллара и евро. Такой прогноз дает руководитель ГО «Публичный аудит» Максим Гольдарб.

«Фонд гарантирования вкладов информирует о накопленном резерве в сумме 18 млрд грн. Речь идет о средствах, предусмотренным и выделенным по долговым сделкам, которые не имеют под собой материальной базы в виде растущего ВВП.

То есть, они непосредственно будут влиять на ценность гривни, когда деньги со счетов Фонда попадут в обращение. Поскольку пик выплат запланировано на летний период 2015 года, именно в это время надо готовиться к неизбежному падению гривни, а следовательно, и росту валюты», – отмечает Гольдарб. По его мнению, накануне местных выборов этот процесс будет приглушен в ручной способ.

ГО «Публичный аудит» также проанализировала ситуацию со всеми банками, в которые в течение прошлого и этого года была введена временная администрация Фондом гарантирования вкладов физических лиц (ФГВФЛ) и которые впоследствии были ликвидированы или ликвидируются сейчас.

Аудиторы отмечают, что во время исследования было выявлено, что работа Нацбанка с вывода банков с рынка происходила несвоевременно и избирательно. Кроме того, масштабное устранение игроков банковского сектора нагружает финансовыми обязанностями Фонд гарантирования вкладов в объеме, с которым он на сегодня не может справиться (более 40 млрд грн выплат при имеющихся 18,2 млрд грн).

«Логика НБУ в признании банков несостоятельными часто была непоследовательной. К примеру, в банк «Надра» регулятор ввел временную администрацию лишь в феврале 2015 года, хотя многочисленные случаи невыполнения обязательств перед вкладчиками (почти полная остановка возврат депозитов) начали фиксироваться с января 2014 года. Наряду с этим «Энергобанк», показатели которого были в рамках установленных норм в течение всего 2014 года, был признан неплатежеспособным достаточно быстро и стремительно.

Аналогичная ситуация и с «Кредитпромбанком», – говорит аналитик «Публичного аудита» Андрей Андрущенко. Он добавляет, что на уровне с двумя вышеупомянутыми банками можно привести пример UniCreditBank, у которого из пяти основных нормативных показателей выявлены проблемы с тремя – тем не менее, банк и до сих пор функционирует.

«Вместе с тем каждый понимает, что за время промедления НБУ признания банка неплатежеспособным, владельцы успевают выводить основные объемы активов», – указывает специалист. Характерным примером, по его словам, служит ситуация, сложившаяся с «Дельта Банком».

«Показатели банка были на грани минимальных, начиная еще с весны 2014 года, – тогда он остановил выдачу депозитов и начал возвращать вкладчикам не больше, чем 200 гривен в день. Тем не менее, «Дельта Банку» удалось получить от государства 10 млрд грн на поддержку ликвидности, но ожидаемого эффекта и спада напряжения это не дало», – говорит Андрущенко.

«С разницей всего в два месяца Нацбанк успел определить “Дельта Банк” системно важным и таким, что подлежит рекапитализации от государства (25 декабря 2014 г.), а потом – неплатежеспособным (2 марта 2015 года). Есть основания считать, что за это время решение о его ликвидации принимались не учитывая банковский рынок, а зависели от воли заинтересованных лиц», – утверждает Андрущенко.

Не менее показательна история, за анализом «Публичного аудита», и с «Городским коммерческим банком», в который временная администрация была введена уже тогда, когда из него изъяли основную часть активов. По состоянию на май 2015 года, за 7 месяцев работы временной администрации активы «Виэйби Банка» сократились более чем втрое и составляют 5,85 млрд грн.

При чем, крупные вкладчики банка предложили и НБУ и Фонда гарантирования вкладов создание переходного банка и выкупа его крупными клиентами, как наименее затратный способ вывода учреждения с рынка. Вкладчики были готовы заморозить свои депозиты, ввести мораторий на выплату любых вкладов и со временем конвертировать свои депозиты в акции переходного банка.

«Очевидно, пассивы банка регулятор решил использовать по-другому, поэтому эту идею Нацбанк даже не рассматривал. Хотя благодаря переходному банку государство могло бы сэкономить средства Фонда, а люди не потеряли бы свои вклады», – указывает  Гольдарб.

По утверждению «Публичного аудита», стресс-тесты Нацбанка можно ставить под сомнение, поскольку в них закладывался заниженный диапазон колебания гривны – от 11 до 12,5 гривень за доллар.

Поэтому информация регулятора относительно устойчивости и уязвимости портфеля банков не является точной, но и она крайне пессимистична: почти 40% учреждений банковской системы нуждаются в увеличении капитала более чем на 100 млрд грн.

Напомним, наряду с массовой ликвидацией банков НБУ продолжает предоставлять средства рефинансирования – за 4 месяца 2015 года было роздано более 70 млрд грн.

Источник: Консалтинговая компания “SV Development”

You may also like

Думка експерта

Як розрахувати частку сільгосптоваровиробництва та не втратити статус платника єдиного податку IV групи?

Хто має подавати Розрахунок частки сільгосптоваровиробництва? Сільгосптоваровиробники (юридичні особи) для переходу на спрощену систему оподаткування ...

Leave a reply