Применение медиации пр разрешении споров между учредителями юридического лица

Законодательная инициатива относительно правового урегулирования института медиации является положительным явлением для Украины, ведь в современных условиях, процесс медиации практически применяется, исходя из практики, сложившейся в соседних странах Европейского Союза. Поэтому, очевидно, что нормативная имплементация данного института является необходимой и актуальной.

Медиация – это альтернативный (внесудебный) способ разрешения споров, с помощью которого две или более сторон спора пытаются в рамках структурированного процесса, самостоятельно, на добровольной основе достичь согласия для решения их спора с помощью медиатора.

Иначе, медиация – это метод разрешения спора с привлечением третьей стороны – посредника (медиатора). Медиация – это процесс когда стороны договариваются, а медиатор является «регулятором» между сторонами.

Медиатор – это лицо, которое стороны спора выбрали для проведения медиации.

Медиация основывается на определенных принципах, которые являются обязательными для соблюдения и исполнения всеми сторонами, желающих воспользоваться данным альтернативным методом разрешения спора:

  • принцип добровольности, который состоит в том, что все стороны должны быть согласны с применением медиации;
  • принцип конфиденциальности. Фактически, именно применение и проведения процесса медиации – это конфиденциальный процесс,
  • независимость и беспристрастность медиатора;
  • принцип равенства сторон – ни одна из сторон не имеет преимуществ;
  • медиация – это гибкий процесс, в отличие от судебного порядка разрешения споров.

Категории споров между участниками юридического лица особенно тяжелыми:

1) Во-первых, конфликты, возникающие между участниками юридических лиц, имеют негативное влияние на само юридическое лицо, на ее имущественное положение, кадровый состав, методы и формы управления и тому подобное.

2) Во-вторых, споры участников юридических лиц, как правило, имеют эмоциональную основу, что приводит к принятию быстрых и необдуманных решений.

3) В-третьих, споры между участниками юридических лиц, негативно влияют на репутацию и имидж юридического лица, его системное функционирование, что приводит к сбоям в организации, а иногда даже к невыполнению обязательств, взятых на себя юридическим лицом.

4) В-четвертых, участники юридических лиц, конфликтуют, с целью или распределения актива, или увеличения процента получаемых дивидендов, или стратегических изменений в структуре юридического лица, и при условии прогрессирования конфликта, может привести к нежелательным последствиям – ликвидации и/или реорганизации юридического лица.

Учитывая сложность данной категории споров, национальная судебная система не может их решить должным образом и с положительными последствиями для самого юридического лица. Кроме того, национальные суды не имеют целью, при урегулировании спора между участниками юридического лица, учитывать интересы юридического лица, цель суда – урегулировать конфликт между стороны в рамках действующего законодательства.

Применение института медиации, для разрешения споров между участниками юридического лица, имеет определенные преимущества:

  • медиация – это добровольный механизм разрешения споров для участников юридического лица;
  • процесс медиации занимает меньше времени, чем решение спора в судебном порядке и, иногда, значительно дешевле;
  • применение процесса медиации влияет на увеличение шансов для сохранения нормальных отношений между участниками юридического лица, его деловую репутацию и имидж;
  • процесс медиации позволяет предотвратить огласку ситуации, предотвращает негативное воздействие на существующий климат среди кадрового состава юридического лица;
  • применение медиации приводит к нахождению и принятию нестандартных и гибких решений, приемлемых и позитивных для самого юридического лица;
  • процесс медиации значительно уменьшает негативное влияние на юридическое лицо в результате возникшего конфликта между его участниками, в частности, его репутацию, имидж, организационную и функциональную структуру;
  • медиация – это решение двух сторон принято с учетом интересов обеих сторон, а не решения суда.

Одной из основных задач применения процесса медиации, для разрешения спора между участниками юридического лица, должно быть сохранение активов юридического лица. Участники спора, с помощью медиатора, должны понять и визуализировать потенциально возможное негативное влияние существующего конфликта на актив юридического лица. Процесс медиации, непосредственно, в данном случае, должен быть направлен на минимизацию негативных последствий для юридического лица.

Положительным в применении медиации, для разрешения спора между участниками юридического лица, является ее цель. Так, цель медиации заключается в достижении решении, которое удовлетворит обе конфликтующие стороны. То есть, в отличие от судебного порядка, медиация имеет целью решить конфликт, а не привлечь к ответственности виновного. Более того, целью для медиатора должно быть достижение компенсации – удовольствие, в результате решения проблемы, для всех сторон.

Кроме того, лицо, которое является медиатором, должен помнить для себя некоторые особенности:

  • У медиатора отсутствует клиент. Клиентом медиатора есть проблема, и медиатор работает именно с проблемой и решает ее.
  • Медиатор работает с эмоциями, ведь споры, возникающие между участниками юридических лиц, имеющих эмоциональную подоплеку.
  • Для медиатора работа с негативом – обычный процесс.
  • Медиатор должен работать с обеими сторонами на равных условиях.
  • Для медиатора важно выявить сущность спора и его причину, с целью поиска оптимального пути решения спора.
  • Принятое решение по результатам решенного спора должно быть приемлемым для обеих сторон.
  • Медиатор должен быть неподкупным, при этом, медиатор не вмешивается в суть самого решения, которое приняли для себя стороны.
  • Медиатор должен найти «крайние точки» сторон, но к взаимному согласию стороны должны прийти самостоятельно. Если стороны не найдут общего решения, медиатор может предложить свое решение, так называемое предложение медиатора.
  • Также, медиатор должен помнить о том, что каждая медиация должна завершаться «Медиационным соглашением», которое заключается между участниками спора и подписывается обеими сторонами.

Медиационное соглашение должно содержать следующие обязательные условия:

  1. сроки выполнения соглашения;
  2. способы выполнения соглашения;
  3. ответственность сторон за невыполнение условий соглашения;
  4. обязанность сторон не обращаться в суд;
  5. обязанность сторон о выполнении соглашения безусловно;
  6. условия распределения расходов сторон на применение процедуры медиации.

Юристам, которые предпочитают применение судебного процесса, для разрешения спора между участниками юридического лица, должны помнить, что не все желания клиента, возможно, урегулировать в судебном порядке, в отличие от медиации. Кроме того, суд не имеет целью сохранить актив юридического лица, его организационную и функциональную структуру, имидж и репутацию. Более того, в процессе медиации стороны имеют возможность расширять свои требования.

Светлана Мороз, управляющий партнер

Подробности на сайте ЮК Dictum

You may also like

Думка експерта

Як розрахувати частку сільгосптоваровиробництва та не втратити статус платника єдиного податку IV групи?

Хто має подавати Розрахунок частки сільгосптоваровиробництва? Сільгосптоваровиробники (юридичні особи) для переходу на спрощену систему оподаткування ...

Leave a reply