Премьер-министр Украины Владимир Гройсман вечером в среду, 16 августа, поделился в соцсети Facebook позитивной новостью. “Украина открыла данные о бенефициарах компаний”, – написал глава правительства. Он также сообщил, что Украина стала первой страной в мире, которая присоединилась к Глобальному реестру бенефициарных владельцев.
Чему радуется премьер и много ли на самом деле новых поводов для празднования очередной “победы”?
О чем идет речь
Министр юстиции Павел Петренко разъяснил, что его ведомство в мае текущего года совместно с Государственным агентством по вопросам электронного управления, украинским офисом Transparency International и глобальной инициативой OpenOwnership подписали меморандум. Он должен гарантировать передачу данных о конечных выгодоприобретателях украинского бизнеса в глобальный реестр бенефициарных владельцев компаний.
Проект OpenOwnership – реализация идеи общественных антикоррупционных организаций мира. Его цель заключается в создании универсального стандарта открытых данных о бенефициарах компаний мира и создание соответствующего реестра. На сайте инициативы указано, что Украина стала первой пилотной страной, которая предоставила свои данные для глобального открытого доступа. По состоянию на пятницу, 18 августа, информации об украинских компаниях на сайте проекта еще не было.
На самом ли деле реестры открыли?
Данные о бенефициарах украинских компаний действительно открыли. Дело лишь в том, что они доступны для общественности еще с 2014 года, когда на сайте украинского минюста заработал открытый реестр юридических лиц и физических лиц-предпринимателей. “Это не новинка вообще, – говорит DW журналист-расследователь Денис Бигус. – Ничего кардинально нового в этом нет”.
Гройсман сослался на открытую на Едином государственном веб-портале открытых данных информацию, доступную для скачивания. “Новый портал будет синхронизирован с Глобальным реестром (…) Также буде произведено техническое совершенствование: разведение основателей и собственно бенефициаров, большая открытость для скачивания в считывающем формате, и т.д. То есть два ключевых совершенствования: доступность и удобство”, – пояснил исполнительный директор “Transpency International Украина” Ярослав Юрчишин.
“Указанная информация ранее не размещалась на портале, в настоящее время начала размещаться”, – добавил заместитель гендиректора госпредприятия “Национальные информационные системы” по техническим вопросам Олег Николайчук. Впрочем, данные о бенефициарах были доступны и в ранее открытом реестре.
Стало ли удобнее?
Проверить удобство новинки оказалось сложно – доступен на Едином государственном веб-портале открытых данных архив загрузить практически невозможно. Пользователи в Facebook жаловались на постоянный обрыв связи, редакции DW удалось загрузить документ после нескольких десятков попыток.
В сжатом виде доступны два файла в неудобном с точки зрения обычного пользователя формате xml, суммарно они весят около двух гигабайт, как видеофильм в хорошем качестве. Их открытие отнимает немало усилий процессора, тогда как правильно искать данные по этим документам совершенно неудобно. В “Национальных информационных системах”, курирующих проект, обещают сделать удобнее.
Украинский бизнес обязан называть бенефициаров
“Украинские компании уже сейчас обязаны собирать, обновлять и раскрывать государственному регистратору информацию относительно своего бенефициарного владельца”, – объясняет руководитель налогово-юридического отдела компании EY Владимир Котенко. Он добавляет, что обнародовать эти данные должен Минюст. Каждая компания, зарегистрированная в Украине, должна предоставлять в Единый госреестр информацию о конечном бенефициарном владельце или о его отсутствии.
К примеру, на сайте украинского Минюста несложно найти данные о компании “Интерстарч Украина”, конечным выгодоприобретателем которой является президент Петр Порошенко. По информации DW, именно из-за нее глава государства фактически контролирует активы в Германии. Хотя на бумаге украинский президент не фигурирует как владелец немецкого завода – актив оформлен на оффшорные фирмы, бенефициара которых установить невозможно.
Наказывают ли за сокрытие бенефициаров?
Конечно, компании могут скрывать реальных владельцев с помощью различных схем. Эта проблема присуща не только Украине. Украинское законодательство в принципе довольно прогрессивное, отмечает антикоррупционер Юрчишин. “Вероятно, можно было бы применить практику Великобритании, где за подозрения в сокрытии реального владельца, существует фактически презумпция виновности – обязанность номинального владельце доказать, что он реальный”, – говорит он и сетует на текущую слабость и коррумпированность судебной системы в Украине. Бигус отмечает, что прецеденты наказания за обман относительно бенефициара ему неизвестны.
“Добросовестное выполнение положений даже действующего законодательства способно увеличить реальную прозрачность собственности в Украине”, – добавляет юрист Котенко. Над вопросами проверки – верификации данных – пока работают также на глобальном уровне, в частности как в ЕС, так и в США.
Формально – не хуже, чем на Западе
Украина не первая в мире запустила открытый реестр владельцев бизнеса. Один из пионеров этой области – Великобритания, которая несмотря на сильное сопротивление недавно таки раскрыла подобную информацию. В Евросоюзе долгое время велись дискуссии о создании публичного реестра бенефициарных владельцев компании. После лет дебатов ЕС принял так называемую “Четвертую директиву против отмывания средств”, она вступила в силу в конце июня 2017 года.
Теперь у государств-членов есть два года на адаптацию к ней национальных законодательств. Впрочем, у правительств остается возможность ограничить доступ – например, требовать идентифицировать свою личность, оплатить административный сбор или даже мотивировать необходимость и “законность” получения этой информации. В Украине, говорят юристы, доступ организован очень либерально, хотя и оставляет пространство для злоупотреблений.
Стас Соколов
По материалам: Deutsche Welle