Сегодня ни один ЖЭК в Украине не начисляет пеню на долг за жилищно-коммунальные услуги. Однако ситуация может кардинально измениться в любой момент. Законодательная база для этого уже создана.

Так, по словам юриста Юридической компании “Алексеев, Боярчуков и партнеры” Наталии Рачок, ст. 20 закона Украины “О жилищно-коммунальных услугах” предусматривает, что потребитель обязан оплачивать услуги ЖКХ в сроки, установленные договором или законом. Этой же нормой (п. 10) установлено, что потребитель обязан заплатить пеню в случае несвоевременного осуществления платежей за жилищно-коммунальные услуги в установленных законом или договором размерах.

“Размер такой пени должен быть указан в самом договоре, заключенном между потребителем и поставщиком / производителем услуг, или должен быть предусмотрен законом Украины. В случае же отсутствия договорных отношений между поставщиком / производителем услуг и потребителем пеня за несвоевременное осуществление платежей за жилищно-коммунальные услуги должна начисляться в соответствии с действующим законодательством Украины”, – рассказывает Наталья Рачок.

При этом важно помнить, что  в Украине действует мораторий на взимание пени по коммунальным долгам. Он вступил в силу 1 октября 1996 года после принятия парламентом закона “О временном запрете взыскания с граждан Украины пени за несвоевременное внесение платы за жилищно-коммунальные услуги”. Это решение было принято, потому что в те годы государство не могло выполнить свои обязательства перед гражданами по своевременной выплате заработной платы. А до введения моратория должники платили пеню в размере 0,01% от суммы долга за каждый день просрочки платежа.

Однако законом № 2795-VI внесены изменения в ст. 2 закона «О временном запрете взыскания с граждан Украины пени за несвоевременное внесение платы за жилищно-коммунальные услуги». А именно – мораторий на взимание пени прекращается 1 января 2011. Законодатель распорядился, что начисление и взыскание пени за несвоевременную оплату жилищно-коммунальных услуг осуществляются на сумму задолженности, которая образовалась с 1 января 2011 года.

“Итак, де-юре взыскания пени с потребителей жилищно-коммунальных услуг за несвоевременное внесение платы предусмотрено на законодательном уровне. Однако ни в одном действующем законе Украины не прописан порядок определения размера и начисления пени за просрочку оплаты жилищно-коммунальных услуг”, – констатирует Наталия Рачок.

По словам юриста Юридической компании “Алексеев, Боярчуков и партнеры”, сейчас в Верховную Раду внесен ряд законопроектов, которыми определяется размер и механизм начисления пени.

“В соответствии с проектом Жилищного кодекса Украины №2307-д определено, что в случае несвоевременного внесения платы за жилищно-коммунальные услуги начисляется пеня в размере 0,1% от суммы задолженности за каждый день просрочки. Кроме того, Кабинетом Министров Украины 29.08.2014 года внесен в Верховную Раду Украины проект закона «О жилищно-коммунальных услугах» № 4563.Его ст. 13 предусматривает, что в случае несвоевременной и / или неполной оплаты жилищно-коммунальных услуг потребитель обязан платить пеню в размере 0,1% от суммы просроченного платежа, которая начисляется за каждый день просрочки, но не более 100% от общей суммы долга, кроме определенных законом случаев. Начисление пени начинается с первого рабочего дня, следующего за последним днем предельного срока внесения платы за жилищно-коммунальные услуги. Предельным сроком внесения платы за жилищно-коммунальные услуги является 20-е число месяца, следующего за расчетным. При этом пеня за каждый месяц начисляется отдельно”, – объясняет Наталия Рачок.

В то же время Гражданским кодексом Украины предусмотрено начисление инфляционных расходов на сумму долга и 3% годовых от просроченной суммы. Кроме того, в п. 3 ч. 1 ст. 96 Гражданского процессуального кодекса Украины предусмотрено взыскание задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг с учетом индекса инфляции и 3% годовых, начисленных на сумму задолженности.

Следовательно, при отсутствии договорных отношений между потребителем и поставщиком услуг, но в случае существования просрочки исполнения денежного обязательства по оплате жилищно-коммунальных услуг на должника (потребителя) возлагается ответственность, предусмотренная в ч. 2 ст. 625 ГК.

Такая правовая позиция изложена в постановлении Верховного Суда Украины от 30 октября 2013 по делу № 6-59цс13. А именно, ВСУ при рассмотрении этого дела сделал правовое заключение, которым закрепил что  предусмотренная в п. 10 ч. 3 ст. 20 закона “О жилищно-коммунальных услугах” правовая  норма об ответственности должника за несвоевременную оплату жилищно-коммунальных услуг в виде пени,  не исключает применения правовых норм, установленных в ч. 2 ст. 625 ГК Украины пункте 10 части третьей статьи 20 Закона Украины “О жилищно-коммунальных услугах” правовая норма об ответственности должника за несвоевременное осуществление оплаты за жилищно-коммунальные услуги в виде пени не исключает применения правовых норм, установленных в части второй статьи 625 ГК Украины.

“Из практики последних лет могу сказать, что если вопрос погашения долгов за жилищно-коммунальные услуги решить полюбовно не удалось, должника ведут в суд. И тогда поставщик коммунальной услуги уже требует от украинской Фемиды возместить ему не только непосредственную сумму долга, рассчитанную с учетом индекса инфляции, а и дополнительно 3% годовых, начисленных на сумму задолженности, проще говоря, пеню на задолженность. Такова сегодня судебная практика. Однако если законодатель примет любой из перечисленных выше законопроектов, в Украине повсеместно начнут начислять пеню на долги по коммуналке и  это станет массовым явлением”, – резюмирует юрист Юридической компании «Алексеев, Боярчуков и партнеры» Наталия Рачок.

You may also like

Думка експерта

Як розрахувати частку сільгосптоваровиробництва та не втратити статус платника єдиного податку IV групи?

Хто має подавати Розрахунок частки сільгосптоваровиробництва? Сільгосптоваровиробники (юридичні особи) для переходу на спрощену систему оподаткування ...

Leave a reply