Медтуризм может стать хорошим источником дохода для украинских клиник — при условии, что они приложат к этому хоть какие-то усилия

Отправка пациентов за рубеж давно стала хорошим бизнесом для украинских медиков, пишет Анна Левченко в №26 журнала Корреспондент от 3 июля 2015 года.

По неофициальной статистике, только в 2013-2014 годах за границу для получения медицинских услуг выехали около 200 тыс. украинцев. При этом средний чек за услуги, которые наши соотечественники получили за рубежом, составил около € 5.000.

Отечественные клинки зарабатывают на зарубежных пациентах около $ 125 млн, а иностранные на украинских пациентах — € 1 млрд

В то же время около 50 тыс. иностранцев ежегодно посещают украинские учреждения здравоохранения и оставляют в них в среднем около $ 2.500. Таким образом, по самым приблизительным расчётам, отечественные клинки зарабатывают на зарубежных пациентах около $ 125 млн, а иностранные на украинских пациентах — € 1 млрд.

По мнению Олега Спиженко, главы Ассоциации частной медицины Украины, у наших медиков пока не устоялось понятие «заработка» как экономического критерия.

«По разным причинам, в том числе и из-за социальной направленности медицинских услуг, считается, что говорить о заработке клиник — как частных, так и коммунальных — неэтично. Тем не менее привлечение иностранных пациентов для государственных и коммунальных лечебных учреждений — это пока единственный способ оказания платных услуг», — говорит Спиженко.

Фото Дмитрия Никонорова Клиника Спиженко в лечении рака успешно конкурирует с зарубежными медицинскими центрами

Фото Дмитрия Никонорова
Клиника Спиженко в лечении рака успешно конкурирует с зарубежными медицинскими центрами

Тем более когда иностранцы к нам сами едут. Ведь сейчас, когда девальвировала гривня, многим из них стало гораздо дешевле лечиться в Украине, чем у себя дома.

По наблюдениям врачей, лечение и оздоровление в нашей стране становятся всё более популярными среди пациентов из Западной Европы, Израиля, США, Великобритании. Привычными пациентами в клиниках становятся также жители Эмиратов и стран Азии. Некоторые передовые клиники даже приглашают на работу специалистов со знанием китайского языка для общения с потенциальными пациентами из Поднебесной.

Дочки-матери

Среди наиболее популярных у иностранцев медицинских слуг, которые они ищут в Украине, — прохождение процедур ЭКО (искусственное оплодотворение), лечение стволовыми клетками, стоматологические услуги, а также услуги кардиологических и онкологических клиник.

Популярность процедур ЭКО в Украине объясняется тем, что у нас искусственное оплодотворение дешевле, а существующая нормативная база гораздо либеральнее

Популярность процедур ЭКО в Украине объясняется тем, что у нас искусственное оплодотворение дешевле, а существующая нормативная база гораздо либеральнее, чем в большинстве европейских стран. В частности, в Украине разрешена донация яйцеклеток, при которой для зачатия используется яйцеклетка донора, оплодотворяемая спермой мужа, а также суррогатное материнство.

Для сравнения: в Европе донация яйцеклеток разрешена только в Чехии, Испании и Греции, поэтому европейцы охотно приезжают на ЭКО в Украину.

Кроме того, в нашей стране разрешено суррогатное материнство, на которое практически нет ограничений, в частности возрастных, что, к слову, категорически не приветствуется международной медицинской общественностью.

Правда, по мнению Валерия Зукина, директора клиникиНадія, такая либеральность иногда идёт во вред качеству.

«В Украине клиника может иметь лицензию на акушерство и гинекологию, отдельной же лицензии на проведение ЭКО не нужно. В результате ЭКО начинают заниматься очень многие, иногда забывая о качестве и неоправданно снижая цены», — поясняет он.

По словам Зукина, если в европейской клинике цикл ЭКО может стоить около € 3.500, то в Украине можно найти предложения по 22.000 грн (около € 1.000).

Фото Таисии Стеценко Валерий Зукин считает, что чрезвычайно либеральное законодательство вредит качеству медицинских услуг в Украине

Фото Таисии Стеценко
Валерий Зукин считает, что чрезвычайно либеральное законодательство вредит качеству медицинских услуг в Украине

«В итоге, если к нам едут, то только потому что у нас дёшево или потому что можно всё. Или, если нельзя, то за деньги всё равно сделают», — говорит специалист.

Дела сердечные

Павел Олтаржевский, глава международного департамента киевского Института сердца, активно принимающего пациентов из-за рубежа, отмечает, что в 2014-м клиника приняла более 150 иностранцев. В текущем же году в ней появляются в среднем по десять медицинских туристов в месяц. При этом Институт сердца, государственное лечебное учреждение, чтобы привлекать иностранцев, сотрудничает с частной клиникой Альфа Медика, которая расположена на территории института и оказывает пациентам услуги по размещению (обеспечивает комфортными палатами) и реабилитации.

«Как правило, коммерческую деятельность в рамках существующего украинского законодательства государственные клиники могут вести опосредованно через ассистинговые компании – как украинские, так и иностранные с офисами в Украине. Сотрудничество госмедучреждения с зарубежной ассистинговой компанией аналогично работе с местными страховыми компаниями», — рассказывает Олтаржевский.

Институт сердца, кстати, стал первой в Украине клиникой, получившей международную аккредитацию JCI. Она считается наиболее объективной и престижной среди четырёх общепризнанных систем аккредитации – Trent Accreditation Scheme, ACHSI, CCHSA и JCI.

Фото Дмитрия Никонорова Павел Олтаржевский рассказал, что государственный Институт сердца сотрудничает с частной клиникой, чтобы привлекать иностранцев

Фото Дмитрия Никонорова
Павел Олтаржевский рассказал, что государственный Институт сердца сотрудничает с частной клиникой, чтобы привлекать иностранцев

JCI, в которой в настоящее время аккредитованы более 20.000 медицинских учреждений в 40 странах мира, позволяет привлекать пациентов, имеющих медицинскую страховку в США. Для американских страховщиков такое сотрудничество очень выгодно, ведь стоимость услуг украинкой клиники несопоставима со стоимостью услуг американской. Но, чтобы получить аккредитацию, клиника должна пройти серьёзную проверку, длящуюся до трёх лет, и заплатить около $ 100.000.

«В случае с нашим Институтом сердца мы решили пройти данную аккредитацию в первую очередь для повышения стандартов лечения, обслуживания и администрирования, для управления рисками в клинике», — говорит Олтаржевский.

Количество иностранных пациентов Института сердца увеличивается на 30% в год, а после получения аккредитации клиника рассчитывает привлечь их на 50% больше

По его словам, количество иностранных пациентов Института сердца увеличивается на 30% в год, а после получения аккредитации клиника рассчитывает привлечь их на 50% больше.

В то же время далеко не все клиники, заинтересованные в иностранных туристах, готовы нести расходы на международную аккредитацию. Максимум, что они имеют, — сертификат ISO, который, впрочем, соответствует начальным этапам аккредитации по системе JCI и позволяет продолжить двигаться по пути к международной аккредитации.

Правда, в связи с общей экономической ситуацией и военными действиями в стране процесс этот может существенно затянуться.

Помощь свыше

В странах, которые лидируют на рынке въездного медтуризма, и медицина, и туризм имеют государственную поддержку. Например, в Израиле в отрасль уже несколько десятилетий вкладываются госсредства и деньги инвесторов. Поддержкой государства пользуются и турецкие клиники. Например, иностранный пациент получает скидку до 40% на перелёт авиакомпанией Турецкие авиалинии, а привлечением медтуристов занимается специальное агентство, которому выделяют средства на промоушен и рекламу и выплачивают хорошие бонусы за каждого привлечённого пациента.

Развивать медицинский туризм, похоже, готов и украинский министр здравоохранения Александр Квиташвили (теперь уже экс-министр – ред.).

«Въездной медицинский туризм для украинской частной и государственной медицины является законным и дополнительным внебюджетным поступлением», — озвучила позицию главы ведомства первый заместитель Александра Павленко.

По её мнению, развитию въездного медицинского туризма будут способствовать механизмы государственно-частного партнёрства, которые Минздрав намерен развивать, подавая соответствующие законопроекты. При этом первый замминистра не видит конкуренции между государственными и частными клиниками на этом рынке.

«Конкуренция — это соперничество клиник при соблюдении ряда условий, среди которых, в частности, экономическая свобода, большое количество самостоятельных и равноправных клиник, возможность получения и присвоения прибыли как главного результата деятельности. У нас таких условий не то чтобы нет на практике, но они даже не прописаны в нормативной базе. К этому мы идём сегодня, сохраняя социальную ориентацию конкуренции», — отмечает Павленко.

Впрочем, практика показывает, что бюджетным клиникам неинтересна борьба за иностранного пациента в принципе.

«Я обращался к руководителям разных государственных клиник в разных областях и спрашивал, было бы им интересно заниматься медицинским туризмом и принимать пациентов пусть не из дальнего, но хотя бы из ближнего зарубежья, стран СНГ. Они честно говорили, что им это неинтересно», — рассказывает Алексей Берковец, главный редактор журнала Медицинский туризм.

Главврачей госклиник пугает необходимость обучать персонал иностранному языку, вести лечение и обследование в соответствии с международными протоколами, навести порядок и сделать ремонт в палатах

По его словам, главврачей пугает необходимость обучать персонал иностранному языку, вести лечение и обследование в соответствии с международными протоколами, навести порядок и сделать ремонт в палатах.

«Главврачей устраивает всё как есть. Любой более или менее значимый доктор в больнице получает бонусы от фармкомпаний, и если в больницу попадает платёжеспособный пациент, он перенаправляет его на лечение за рубеж — в Израиль или Германию, – и получает бонус от клиники-партнера», — говорит Берковец.

В свою очередь Олтаржевский отмечает ещё и отсутствие в государственных клиниках понимания сервиса в немедицинской сфере. Речь идёт о комфорте пребывания в медучреждении, транспортных услугах, общении с медицинским персоналом и прочих моментах.

«Чаще всего именно уровень услуг немедицинского характера определяет разницу между государственным медицинским учреждением и частным. Иностранные пациенты хотят видеть уровень четырёх-пятизвёздочных отелей во время госпитализации, что не могут предоставить большинство украинских клиник, предлагающих стационарное лечение», — отмечает Олтаржевский.

Как заработать миллиард

В любом случае, по словам Спиженко, возможность принимать иностранных медтуристов подталкивает клиники и государство у проведению калькуляции, чтобы понять, сколько на самом деле стоит медицинская услуга и сколько денег они теряют.

Для многих европейских, азиатских стран и даже для США медицинский туризм стоит на одном уровне, а иногда даже выше по приоритету для государства, чем обычный туризм. Нужно осознать, что украинские пациенты инвестируют в другие страны € 1 млрд

Олег Спиженко,
глава Ассоциации частной медицины Украины

«Мы знаем, что для многих европейских, азиатских стран и даже для США медицинский туризм стоит на одном уровне, а иногда даже выше по приоритету для государства, чем обычный туризм. Нужно осознать, что украинские пациенты инвестируют в другие страны € 1 млрд. А ведь эти деньги могли бы пойти в украинские клиники независимо от формы их собственности», — считает Спиженко.

Что касается зарубежных пациентов, то, с точки зрения Зукина, спросом среди них могли бы пользоваться направления, которые в Европе не покрываются государством и медицинской страховкой, но посильны для самостоятельной оплаты пациентами.

«К нам уже едут на глазную хирургию, крутую стоматологию, кардиохирургию. Для того чтобы этот поток был мощным и системным, нужны нормальные госпитали, грамотные врачи со знанием иностранных языков, международные сертификации клиник, грамотный маркетинг, служба сопровождения, выходы на крупные страховые компании», — подытоживает эксперт.

Источник: Корреспондент.net

You may also like

Leave a reply