25 марта 17 из 58 страховщиков — членов Моторного (транспортного) страхового бюро Украины (МТСБУ) подписали соглашение о прямом урегулировании убытков по Обязательной страховой гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств (ОСГПО).

По мнению юриста департамента судебной практики ЮК «Алексеев, Боярчуков и партнеры» Вадима Баранова, система прямого урегулирования удобна как клиентам страховых компаний, так и самим страховым компаниям. 

«Клиентам это дает возможность выбора страховой компании, которая будет осуществлять выплату, а страховым компаниям – возможность проводить между собой взаимозачеты по осуществленным страховым выплатам. Необходимо обратить внимание, что данная система выгодна только в случае наличия полисов ОСГПО у обоих участников ДТП», – подчеркивает Вадим Баранов.

Напомним, система прямого урегулирования убытков состоит в том, что пострадавший в ДТП водитель может получить страховое возмещение не от «чужой» СК, как это происходит сейчас, а от той, в которой застрахован он. То есть по новой схеме страховая компания должна выплатить «своему» пострадавшему возмещение в размере полученного материального ущерба с последующей компенсацией этой суммы (всей или части) за счет компании виновника через уполномоченный банк.

По словам юриста, главным риском для СК и их клиентов является то, что механизм системы прямого урегулирования не прописан в украинском законодательстве, и это может иметь серьезные последствия для участников рынка.

«Главный вопрос в том, что пока непонятно, каким образом будет проводиться оценка нанесенного ущерба и кто ее будет проводить в случае использования механизма прямого урегулирования, ведь законом урегулировано лишь проведение оценки в случае обращения потерпевшего в страховую согласно нормам закона», – констатирует Баранов.

А вот проблемы в том, что соглашение о прямом урегулировании убытков подписало только 50% страховщиков рынка ОСГПО, юрист департамента судебной практики ЮК «Алексеев, Боярчуков и партнеры» не видит – выплаты потерпевшим в ДТП как проводились, так и будут проводиться.

«На сегодняшний день выплату потерпевшему клиенту, в том случае если у виновника нет полиса ОСГПО, проводит МТСБУ. Законом пока не предусмотрен другой механизм проведения таких выплат. Необходимо также обратить внимание на следующее – в случае проведения страховой выплаты страховая компания приобретает право регресса к виновнику, а именно – право требовать уплаченную сумму от виновника ДТП. Поэтому особой разницы в том, будет ли это МСТБУ или отдельная страховая компания, нет», – подчеркивает Вадим Баранов.

При этом юрист отмечает, что система прямого урегулирования убытков не может нивелировать страхование КАСКО.

«КАСКО является более расширенным страховым покрытием. КАСКО покрывает полную рыночную стоимость транспортного средства, а также может включать в себя любые повреждения, которые транспортное средство может получить в процессе эксплуатации. КАСКО покрывает повреждение транспортного средства в ДТП даже в случае вины водителя. Размер страховой суммы по полисам ОСАГО определяет Госкомиссия по регулированию финансовых рынков, как и стоимость полиса. Также ОСАГО покрывает лишь ответственность виновного в ДТП лица перед потерпевшими», – резюмирует Вадим Баранов.

You may also like

Думка експерта

Як розрахувати частку сільгосптоваровиробництва та не втратити статус платника єдиного податку IV групи?

Хто має подавати Розрахунок частки сільгосптоваровиробництва? Сільгосптоваровиробники (юридичні особи) для переходу на спрощену систему оподаткування ...

Leave a reply