После стремительного роста курса валют под гнетом социального давления и падения уровня жизни банки наконец-то готовы пойти на встречу должникам по валютным кредитам и простить задолженность если не по основному долгу (кредиту), то хотя бы попроцентам и штрафным санкциям. Государство решило не оставаться в стороне и попыталось отрегулировать вопрос налогообложения прощенной задолженности. Поэтому на сегодня существует сложная система налогообложения дополнительного блага в форме списанной банком задолженности по кредиту, а на физическое лицо положен дополнительный груз уплаты налоговых обязательств по прощенной банком задолженности.

Что предусмотрено налоговым законодательством?

В декабре 2014 г. во время принятия масштабной налоговой реформы были заменены некоторые положения ст. 164 Налогового кодекса Украины (далее – НК Украины)на основании которых суму аннулированных процентов, пени, штрафных санкций налоговые органы могли считать доходом, а именно дополнительным благом, что подлежит налогообложению.

Следующим шагом законодателя по отрегулированною вопроса касательно прощенной задолженности по кредиту было принятие в мае 2015 г. Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно кредитных обязательств». Данный закон был направлен на реализацию Меморандума относительно урегулирования вопроса реструктуризации потребительских кредитов в иностранной валюте. Согласно изменений, что предусмотрены Законом,в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход плательщика налога не включаются доходы в виде суммы процентов, комиссии и/или штрафных санкций (пени), прощенных кредитором по его самостоятельному решению, не связанному с процедурой его банкротства, до истечения срока исковой давности (пп. 165.1.55 п. 165.1 ст. 165 НК Украины).

В тоже время, согласно п.8 подраздела 1 раздела «Переходные положения» НК Украины, не считается дополнительным благом налогоплательщика и не включается в расчет общего месячного (годового) налогооблагаемого дохода сумма, прощена (аннулирована) кредитором в размере разницы между основной суммой долга по финансовому кредиту в иностранной валюте, определена по официальному курсу Национального банка Украины на дату изменения валюты обязательства по такому кредиту с иностранной валюты в гривну, и суммой такого долга, определенной по официальному курсу Национального банка Украины по состоянию на 1 января 2014 года, а также сумма процентов, комиссии и/или штрафных санкций (пени) по таким кредитам, прощенных (аннулированных) кредитором по его самостоятельному решению, не связанному с процедурой его банкротства, до истечения срока исковой давности. Нормы настоящего пункта применяются к финансовым кредитам в иностранной валюте, не погашенным до 1 января 2014 года.

Действие абзаца первого этого пункта распространяется на операции по прощению (аннулированию) кредитором должнику задолженности по финансовому кредиту в иностранной валюте, которые осуществлялись с 1 января 2015 года.

Стоит отметить, что без присущей налоговому законодательству уже традиционной несогласованность не обошлось и в этом вопросе. Поэтому, изменения в ст. 165 НК Украины касаются всех типов кредитов, а дополнения в п. 8 Подразделения 1 раздела XX «Переходные положения», исключительно финансовых кредитов в иностранной валюте.

Иными словами, гривневые заемщики не могут рассчитывать на списание части основной суммы долга перед банком без возникновения налоговых последствий, в отличие от валютных заемщиков. 

Как порядок налогообложения видит фискальная служба? 

В индивидуальной налоговой консультации от 16.09.2015 г. Государственная фискальная служба Украиныразъяснила, что кредитор обязан сообщить налогоплательщика – должника путем направления заказного письма с уведомлением о вручении или путем заключения соответствующего договора или предоставления уведомления должнику под роспись лично о прощении (аннулирования) долга и включить сумму прощенного (аннулированного) долга в налоговый расчет суммы дохода, начисленного (уплаченного) в пользу налогоплательщиков, по итогам отчетного периода, в котором такой долг был прощен. Должник самостоятельно уплачивает налог с таких доходов и отражает их в годовой налоговой декларации. В случае несообщения кредитором должника о прощении (аннулирования) долга в порядке, определенном настоящим подпунктом, такой кредитор обязан выполнить все обязанности налогового агента в отношении доходов, определенных этим подпунктом.

Согласно п. 167.1 ст. 167 НКУкраины ставка налога составляет 15% базы налогообложения относительно доходов, начисленных (выплаченных, предоставленных) (кроме случаев, определенных в пунктах 167.2 – 167.6 этой статьи), если база налогообложения для месячного налогооблагаемого дохода не превышает десятикратный размер минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного налогового года (в 2015 году – 12 180 грн.).

Если база налогообложения в календарном месяце превышает десятикратный размер минимальной заработной платы, к сумме такого превышения применяется ставка 20 %.

Согласно заключения налоговой консультации,в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход плательщика налога включается основная сумма долга, прощенного по самостоятельному решению кредитора, не связанных с процедурой банкротства до истечения срока исковой давности, если ее размер превышает в 2015 году – 609 грн., что является объектом налогообложения налогом на доходы физических лиц и военным сбором. При этом в случае соблюдения кредитором условий для уведомления должника о прощении долга, определенных п.п. «д» п 164.2.17 п. 164.2 ст. 164 НКУкраины, такой должник отражает сумму такого дохода в годовой декларации и самостоятельно уплачивает налог на доходы физических лиц и военный сбор. За 2015 год декларация об имущественном состоянии и доходах подается с 01.01.2016 г. до 01.05.2016 г.

Что происходит на практике? 

По итогам правоприменительной практики следует, что обязанность налогоплательщика по самостоятельной уплате налога с дохода от сумы долгааннулированного кредитором по его самостоятельному решению, что расценивается как дополнительное благо, возникает при наличии следующих условий: (1)получения дохода в виде суммы долга, аннулированного кредитором по его самостоятельному решению; (2)уведомления налогоплательщика кредитором об аннулировании долга; (3) включение кредитором суммы аннулированного долга в налоговый расчет суммы дохода, начисленного в пользу налогоплательщика, по итогам отчетного периода; (4) отражение налогоплательщиком полученного дохода в годовой налоговой декларации.

Важно отметить, что согласно пп. 14.1.47 п. 14.1 ст. 14 НК Украины дополнительные блага – средства, материальные или нематериальные ценности, услуги, другие виды дохода, которые выплачиваются (предоставляются) плательщику налога налоговым агентом, если такой доход не является заработной платой и не связан с выполнением обязанностей трудового найма или не является вознаграждением по гражданско-правовым договорам (соглашениям), заключенным с таким налогоплательщиком (кроме случаев, прямо предусмотренных нормами этого Кодекса).

Так, в п. 3.3 Порядка заполнения и представления налоговыми агентами Налогового расчета сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу физических лиц, и сумм удержанного с них налога, утвержденного Приказом Министерства финансов Украины от 13.01.2015 года № 4, в графе 3 «Сумма выплаченного дохода» отражается сумма фактически выплаченного дохода налогоплательщику налоговым агентом.

То есть, основным признаком дохода плательщика налога на доходы физических лиц, в том числе в виде дополнительного блага, является фактическое получение такого дохода налогоплательщиком в денежной, материальной или нематериальной форме.

Позиция некоторых судей административных судом, а также представителей фискальной службы, адвокатского сообщества сводиться к тому, что добровольный отказ от дохода в виде процентов, пени, штрафных санкций одной стороной, не может расцениваться как получение дохода другой стороной. 

Вывод

По итогам вышеизложенного нужно отметить, Закон «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно кредитных обязательств» не дал желаемого результата, лишь частично урегулировав вопрос аннулирования валютных кредитных договоров. Поэтому, на сегодня продолжает существовать сложная система налогообложения дополнительного блага в форме списанной кредитором задолженности. Судебный путь обжалования неправомерных действий и решений фискальных органов сложный, но в большинстве случаев, избавляет от необходимости уплаты налога из тела кредита.

юрист, Ирина Столярчук
АО «Правовая группа «Доминион»

You may also like

Думка експерта

Як розрахувати частку сільгосптоваровиробництва та не втратити статус платника єдиного податку IV групи?

Хто має подавати Розрахунок частки сільгосптоваровиробництва? Сільгосптоваровиробники (юридичні особи) для переходу на спрощену систему оподаткування ...

Leave a reply