Украинский бизнес свято верил, что мораторий на проверки сохранится вплоть до 2018 года. Формально это действительно так. В ноябре 2016 года Верховная Рада поддержала законопроект №3153 (сейчас это закон 1728-VIII), который продлил запрет на проверки до 31 декабря 2017 года. Когда же с января к бизнесу начали наведываться ревизоры, оказалось, что мораторий — условный, и от проверок, как и от штрафов, толком не защищает.

В предыдущие годы из-под действия моратория были выведены только Государственная фискальная служба и Госфининспекция. При этом для плановых проверок требовались четкие основания: разрешение Кабинета министров, заявление самого субъекта хозяйствования либо решение суда.

Теперь проверяющие могут нагрянуть в любой момент, и шансы не пустить их на порог, к сожалению, призрачны.

Кто проверяет и как

Согласно тексту закона №1728-VIII, в 2017 году мораторий не распространяется на проверки физлиц-предпринимателей и юридических лиц большинством контролирующих органов. Вот их перечень.

  • Государственная фискальная служба
  • Государственная аудиторская служба
  • Государственная служба экспортного контроля
  • Государственная инспекция ядерного регулирования
  • Государственная служба по вопросам труда
  • Государственная служба по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей
  • Государственная авиационная служба
  • Государственная архитектурно-строительная инспекция
  • Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг
  • Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку
  • Министерство экологии и природных ресурсов
  • Национальный банк
  • Антимонопольный комитет

Исключение составляют разве что органы Министерства чрезвычайных ситуаций (в их состав входит также служба пожарной охраны), которым проводить плановые проверки действительно запрещено.

Проверки могут осуществляться только в соответствии с планом-графиком, который утверждает орган госконтроля и визирует Минэкономразвития и торговли. На данный момент этот перечень содержит около 49 тыс субъектов хозяйственной деятельности, которые будут проверены в 2017 году.

Важный нюанс: если госорган провел проверку, в течение этого же года он повторить ее не имеет права. Плюс ко всему, совокупная длительность плановых проверок за год не может превышать 30 рабочих дней, а предельный срок одной проверки составляет до десяти рабочих дней.

Внеплановые проверки возможны при наличии одного из следующих условий.

  1. Заявление физлица, права которого нарушил субъект хозяйствования.
  2. Заявление предпринимателя или компании с просьбой о проведении проверки.
  3. Решение суда.
  4. Наступление аварии либо смерти пострадавшего лица из-за несчастного случая, что стало следствием деятельности субъекта хозяйствования.

Ранее контролирующие органы, особенно это касалось ГФС, зачастую фабриковали жалобы, под видом которых их представители устраивали “шмон”. Теперь возможностей для подобных манипуляций гораздо меньше: проверку должна одобрить Государственная регуляторная служба.

Чем грозят

Если верить отзывам бизнеса, то активнее всего проверяет ГФС. Ее сотрудники контролируют правильность расчета, полноту и своевременность уплаты налогов, использование кассовых аппаратов, ведение отчетности и корректность заполнения налоговых деклараций, соблюдение трудового законодательства.

Причем вопросами оформления сотрудников, начисления и выплаты им заработной платы фискалы интересуются чаще всего. Это связано с повышением минимальной зарплаты с января 2017 года до 3 200 грн в месяц, которую работодатели, тем не менее, повышать не торопятся.

Наряду с ГФС участились визиты инспекторов Государственной службы по вопросам труда. Они, как и налоговики, выискивают нарушения в части использования труда наемных сотрудников.

Штрафы за нарушения болезненные, особенно для малого и среднего бизнеса.

При допуске работника без трудового контракта либо при его оформлении на неполный рабочий день, в то время как сотрудник отрабатывает “от и до”, штраф составляет 96 тыс грн за каждого работника. При неуплате минимальной гарантированной законом заработной платы — 32 тыс грн.

При нарушении сроков выплаты зарплаты более чем на месяц — 9,6 тыс грн, за недопуск инспектора по труду к проверке — от 9,6 тыс грн до 320 тыс грн в зависимости от причин, по которым такая проверка назначена.

Выявленная в ходе ревизии неуплата ЕСВ грозит привлечением должностных лиц к ответственности по статье 212-1 Уголовного кодекса. Она предусматривает штраф от 17 тыс грн либо запрет занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью в течение трех лет.

Как пережить

Результаты проверки во многом зависят от того, насколько бизнес готов к “профилактическим процедурам”. Прежде всего, необходимо провести внутренний аудит документации и отчетности. Даже у самого добросовестного предприятия есть пробелы в документах, которые следует устранить.

Нелишним будет инструктаж сотрудников на тот случай, если с ними начнут проводить персональные беседы. Как правило, проверяющие прибегают к такому методу, стремясь выявить работников, не оформленных по трудовым договорам.

Желательно выделить для ревизоров отдельное помещение подальше от финансового департамента и приемной руководства. Это позволит исключить утечку информации, которая может быть использована против объекта проверки.

Дабы упредить нарушения со стороны проверяющих, целесообразно фиксировать их действия. Законодательство разрешает осуществлять аудио- и видеофиксацию, поэтому офис можно и нужно оборудовать видеонаблюдением.

По итогам проверки составляется акт. Если есть претензии, их нужно указать, так как без задокументированных замечаний оспорить действия проверяющих будет невозможно. Наличие фактов злоупотреблений дает шанс привлечь инспекторов к ответственности за действия или бездействия, которые привели к убыткам.

Следует помнить, что представители конкретного госоргана имеют право проверять только то, что находится в сфере ответственности ведомства. Например, ревизоры из ГФС не могут контролировать качество продукции, а инспекторы службы труда — санитарную безопасность.

Проверяющие не вправе изымать документацию и оборудование. Допускается это в рамках открытого уголовного производства при наличии определения судьи.

Самое главное — проверка может осуществляться только при наличии направления, подписанного руководством контролирующего органа, и приказа на определение лиц, уполномоченных осуществить проверку.

Инспекторы обязаны предоставить удостоверения. В противном случае их можно не пускать в офис либо на территорию предприятия.

Автор: Наталья Ульянова

Источник: http://www.epravda.com.ua/

You may also like

Leave a reply