Пользователи мессенджеров часто общаются посредством стикеров и эмодзи: проще отправить котика с сердечком, чем подобрать слова о любви. Москвичи Илья Казанцев, Андрей Никифоров и Алексей Фалин решили делать на этом деньги. Они запустили Sticker.Place, где художники и иллюстраторы могут продавать, а рядовые пользователи и компании — покупать стикеры и эмодзи (самая крупная сделка — 1,7 млн руб.). Спустя 2 года после старта компания зарабатывает на забавных картинках до 300 тыс. руб. в день! Казанцев, Никифоров и Фалин рассказали Inc., как стали любимчиками Apple, чем помешали искусственному интеллекту чалмы и хиджабы и почему ориентация на Запад сыграла с проектом злую шутку.
Основателей Sticker.Place друг с другом свел случай. Маркетолог Никифоров работал арт-директором в рекламном агентстве и получал профильное образование в Британской высшей школе дизайна. В 2010-м на защиту его диплома ради интереса пришел предприниматель Илья Казанцев. Он переехал в Москву из Сибири и открыл здесь собственную дизайн-студию.
Третий компаньон появился у Никифорова и Казанцева благодаря… Airbnb. На объявление Ильи о сдаче квартиры откликнулся программист Алексей Фалин — он окончил факультет бизнес-информатики НИУ ВШЭ и запустил собственный стартап Zipal (сервис по размещению объявлений о продаже или сдаче в аренду недвижимости).
Прежде чем запустить Sticker.Place, троица около года совместно работала над запуском мобильного приложения AirPano Travel Book для одноименного фотопроекта (за часть выручки). Результаты превзошли все ожидания: в 2014 году приложение со сферическими панорамами городов стало лучшим в App Store в категории «Путешествия».
Идея создать собственный проект пришла приятелям в 2016 году — когда Apple запустила магазин приложений для встроенного в айфонах мессенджера iMessage. У иллюстраторов и художников появилась возможность загружать и продавать собственный контент — и компаньоны увидели в этом бизнес-идею. «Если уж одна из самых дорогих компаний в мире запускает магазин — в том числе для стикеров, — значит, за ними будущее», — вспоминает Казанцев.
На основе данных из открытых источников партнеры подсчитали, что ежедневно люди отправляют более 10 млрд сообщений со стикерами и эмодзи. Стало понятно, что заработать на картинках можно быстрее, чем на играх, платежных инструментах и других приложениях для iMessage. Поэтому решили сделать маркетплейс, на котором художники и иллюстраторы могли бы продвигать и продавать свои стикеры и эмодзи, а пользователи — покупать то, что им понравится. Позже выяснилось, что на смешные картинки есть спрос и у «рыб покрупнее» — производителей смартфонов и компаний, владеющих мессенджерами. Сегодня команда продает лицензии на готовые наборы и делает иллюстрации на заказ для Viber, Microsoft (Skype), «Одноклассников», «ВКонтакте» и Samsung Messages.
С первых дней работы сооснователи Sticker.Place четко распределили между собой обязанности. Алексей, как программист, стал отвечать за технологическую часть, Андрей — за рекламу и отношения с партнерами, Илья — за работу с пользователями. Они легко нашли первых авторов для картинок. Никифоров и Казанцев знали известных иллюстраторов, в том числе Саймона Оксли, Джареда Никерсона, Александру Зутто, Алексея Кувалдина и Илью Казакова.
Всего Sticker.Place, по собственным данным компании, привлек более $500 тыс. инвестиций от ФРИИ и фонда RB Capital, а за 2018 год заработал $300 тыс. Однако, по словам основателей, вплоть до ноября этого года маркетплейс уходил «в ноль» — развитие сервиса стоит около 3 млн руб. ежемесячно.
Недавно стартаперы запустили еще одно мобильное приложение — Aivatar, сервис создания персонализированных стикеров. С его помощью можно за секунды создать набор забавных картинок для мессенджера на основе собственного селфи.
Источник: Inc.