Бренд украинской мебели Woodwerk был основан в 2013 году Артемом Пономаренко на базе семейного производства мебели. До этого компания работала под названием Buffalo и производила бильярдное оборудование. Компания Buffalo работает и сейчас, но львиная доля производства отведена под новый бренд. Почему в компании решили так кардинально сменить вид деятельности и как проходит трансформация.
Расскажите о своей компании?
Buffalo и Woodwerk — это семейный бизнес. Изначально, в 2004 году, мы начали производить бильярдное оборудование под маркой Buffalo, которое продавали в Украине. Производилось все на фабрике в Киеве. Так мы работали до кризисного 2008 года. К этому времени я начал осознавать, что нужно осваивать новые ниши в мебельном бизнесе. В 2010 году мы купили вторую фабрику во Львове. А уже к 2012 году мы разработали первые образцы трех новых коллекций мебели для дома и в 2013 году презентовали их на международной специализированной выставке мебели, интерьера и декора Design Living Tendency. Дату этой мебельной выставки я считаю условным днем рождением бренда. Именно с того дня мы стали активно развивать компанию Woodwerk по производству мебели в голландском стиле.
Почему решили производить мебель в голландском стиле?
В Украине долгое время сохранялись стереотипные взгляды на мебель. Выбор на рынке был ограничен либо дорогой европейской мебелью, либо мебелью местного производства из ДСП. Я понимал, что украинским покупателям хотелось бы видеть отечественных производителей с чем-то более интересным. При этом я периодически ездил в Голландию, так как там работал наш партнер по дистрибьюции бильярдного оборудования. Именно их стиль жизни, оформление интерьеров, культура производства мебели и подбора материалов вдохновляли меня.
Что случилось с компанией Buffalo? Вы ее закрыли?
Мы продолжили производить бильярдное оборудование под брендом Buffalo. Но мы переориентировались на производство бильярдных столов для европейского рынка. Разработали модель, которую продаем нашим голландским партнерам.
Продолжим разговор об Woodwerk. Во сколько вам обошлась реорганизация бизнеса?
Инвестирование в компанию — это бесконечный процесс, который необходим для развития. Сложно ответить на этот вопрос, поскольку невозможно подсчитать всю сумму за все время. Все деньги были собственными активами и оборотными средствами от продаж.
Мы инвестировали намного больше чем 0,5 млн грн, но точно сказать сложно.
Намерены привлекать кредитные средства?
Сейчас думаем над этим, но не спешим с решением. Ведь в наших банках высокие кредитные ставки.
А возникали ли трудности с реорганизацией производства?
Когда мы приступили к производству мебели, осознали, что имеем для этого далеко не все необходимое оборудование. Много времени ушло на перестройку процессов и поиск оптимальной бизнес модели для нас.
Мы пробовали производить мебель по индивидуальным заказам. Такие запросы очень тормозили производственный процесс, поэтому отказались от них в итоге.
Еще одна трудность — это раздробленность производства. Я уже говорил, что у нас фабрики во Львове и Киеве, так вот управлять львовским производством дистанционно сложно. Все-таки расстояние делает свое дело и влияет на скорость производства. В связи с этим мы хотим полностью переформатировать производственный процесс. Мы уже сменили бухгалтерскую систему 1С на Odoo (бельгийская система ERP). У меня в планах внедрить японскую модель управления производством, которая в 70-е годы помогла компании Toyota стать одним из лидеров автопрома. Это целая философия, которая помогает оптимизировать производство и исключить ненужные затраты.
Также мы сталкиваемся с проблемой поиска персонала. Поскольку на Западной Украине много польских и немецких фабрик население стало пренебрегать предложениями от небольших отечественных производителей. Сейчас найти толковых столяров, плотников и маляров действительно проблематично.
Как именно будет построено производство после завершения реорганизации?
Сейчас львовская фабрика производит большое количество полуфабрикатов, которые мы дорабатываем в Киеве до состояния готовых продуктов.
После реорганизации каждая фабрика будет выпускать свою линейку продуктов от начала до конца.
Как подбираете материалы для изготовления мебели?
Для наших коллекций характерны натуральные материалы. Часто грубой отделки и иногда без финишного покрытия лаком. Так как у меня большой опыт работы с деревом, я сразу определил основной материал для нашей мебели — это ясень. Мне визуально импонирует эта порода — простая и прямослойная. Для некоторых продуктов мы используем металл или дуб.
Закупаем украинские материалы в лесных хозяйствах Винницкой, Хмельницкой и Житомирских областях. Для покрытия и малярных работ покупаем натуральные экологические немецкие масла и лаки, они не токсичны и оставляют хороший цвет. Мебель собирается и обрабатывается вручную. Фурнитуру закупаем у немецких производителей.
Через какие каналы реализуете товар?
В начале этого года приняли решение развивать свою розничную сеть в городах-миллионниках. Почему? К сожалению, у нас был безрезультатный опыт продаж через дистрибьюторов. Мы сотрудничали со специализированными магазинами мебели для дома Mеgaroom, Salon design shop, онлайн-магазином his.ua и еще несколькими шоурумами во Львове и Киеве. К тому же, работая через дистрибьюторов, мы не получали никаких откликов, а обратная связь очень важна на начальных этапах развития.
Исходя их этого, решили сосредоточиться на сайте, странице в Facebook и собственном магазине. В июле этого года в Киеве открыли первый шоурум. Магазин полностью выполнен в нашей стилистике, которую мы пытаемся передать своей мебелью.
А нет ли планов на экспорт?
Мы продаем мебель в Европу, но говорить о регулярных продажах пока сложно. Сейчас ведем переговоры с некоторыми оптовыми компаниями из разных европейских стран.
Есть планы выхода на голландский рынок под собственным брендом. Но нам все еще нужно многое сделать для систематизации производства.
Как разрабатывается дизайн мебели? У вас есть свое собственное конструкторское бюро или вы заказываете эти услуги?
Наша команда разрабатывает и собирает мебель самостоятельно. Я не могу назвать себя предметным дизайнером, но у меня есть четкое видение того, как должна выглядеть мебель от бренда. Как все происходит? Безусловно, наша команда следит за трендсетерами с Европы, Америки и учится у них. Но здесь не идет речь о плагиате. Мы переосмысливаем дизайн и создаем свои модели в тех направлениях, которые нам нравятся и которые мы считаем перспективными.
Разработка проходит в несколько этапов. Вначале это эскизы с примерными размерами. Потом мы создаем трехмерные дизайн-модели и только после этого делаем конструкторские чертежи и техническую документацию.
Существует ли конкуренция в промышленном украинском дизайне?
Недостатка в конкурентах нет. Постоянно появляются новые компании, которые предлагают мебель в схожей стилистике. В Украине много талантливых предметных дизайнеров и качественных производителей мебели. Также много мелких производств, которые предлагают мебель “под заказ”.
Крупные компании также переориентируются на производство современной мебели.
В целом работать становится все теснее, а борьба за клиентов никогда не прекращалась. Но сравнивая 2017 год с 2013, могу сказать, что украинский производитель стал более конкурентным на внешних рынках. Например, сейчас наша продукция интересна голландцам, немцам, эстонцам, шведам. И я считаю, если сейчас в Украине построить эффективное производство, то мы сможем конкурировать с азиатскими и европейскими производителями мебели.
Автор:беседовала Юлия Динник
Источник: https://delo.ua/business/woodwerk-334504/ © delo.ua