Когда интернет только начинал революцию в нашей жизни, эксперты предрекли смерть творческим профессиям. Почему этого не произошло, объясняет экономист Джоэл Вальдфогель, профессор Университета Миннесоты и автор книги «Digital Renaissance: What Data and Economics Tell Us about the Future of Popular Culture» (Диджитал-Ренессанс: что большие данные и экономика говорят нам о будущем поп-культуры). Несмотря на то что пираты до сих пор хозяйничают в интернете и регулирование там остается большой проблемой, доходы от продажи музыки, фильмов и книг растут. Вальдфогель рассказывает, как новые технологии изменяют творческий продукт и способ его дистрибуции, а также кто станет бенефициаром этого «Ренессанса».
Музыка и книги
Пираты никуда не делись и продолжают оставаться большой проблемой, забирая у вас большую долю потенциального заработка. Однако в целом создание и дистрибуция музыки, видеоконтента, книг и так далее очень сильно удешевляется, тем самым снижая возможные потери.
Интернет снизил барьер входа на рынок — теперь шанс есть у всех, а не только у тех, кого значимые игроки рынка посчитали «перспективными». Вообще было иллюзией считать, что они способны точно предсказать успех. Сейчас сам потребитель решает, кто есть кто, и это более объективная оценка. Хотя, конечно, при этом снизилось среднее качество продукта.
Если мы говорим о музыке, то все более успешными становятся музыканты, сотрудничающие с независимыми лейблами. После появления электронных книг Kindle 15% бестселлеров — это самостоятельно изданные книги.
Качество продукции
Изучая список книг-бестселлеров The New York Times Notable, я заметил, что там нет ни одной книги, опубликованной самостоятельно. То есть самостоятельная публикация изменила рынок масс-маркета, но не затронула рынок элитарной продукции.
Кино- и телеиндустрия
Первое, что надо отметить: фильмы никогда еще не стоили так дешево. Вы можете снять фильм для большого экрана камерой за $2 тыс. Если у вас нет денег на пленку, вы можете обойтись без нее.
Второе — что теперь гораздо легче пройти так называемое «бутылочное горло дистрибуции», то есть стало проще продать фильм. В США есть 40 тыс. кинозалов, в них за год могли быть показаны только две сотни кинолент, вынужденных сражаться за время показа и количество экранов. Все остальные фильмы были заведомо убыточными. Теперь каждый экран — смартфона, планшета, компьютера — с легкостью заменяет большой экран кинотеатра.
Победители и проигравшие
Не все адаптировались к новому ландшафту. Для продавцов контента диджитал-революция скорее вызов, чем благословение. Одна из рабочих бизнес-моделей — подписная, по ней работают Netflix и Spotify. В США, если вашу музыку ротируют на радио, вы не получаете никаких роялти. А когда ее слушают на Spotify и Pandora, вы получаете выплату за каждое прослушивание. Доходы звукозаписывающих студий, таким образом, выросли.
Но требуется какое-то время, чтобы люди привыкли платить за контент. Ведь раньше они покупали CD-диск, который навсегда оставался с ними.
Еще один интересный момент. Если контент-наполнение музыкальных стриминговых сервисов практически не отличается, то, например, у Netflix возникает все больше проблем с приобретением прав: правообладатели становятся все более привередливыми. Приходится вкладываться в производство собственной продукции.
Диджитал-глобализация
Раньше мы наблюдали гегемонию англосаксов — в кино, музыке, везде. Современные же технологии делают экспорт культуры очень легким. Могли бы вы лет 10 назад подумать , что будете смотреть немецкие и норвежские сериалы?
А теперь об опасностях. Главная опасность — монополизация. Почему все боятся Walmart? Потому что он очень большой и может навязывать свои правила. Примерно то же самое сейчас происходит со Spotify, который заменил собой прежних продюсеров радиостанций. За ним пытаются угнаться Apple, Amazon и другие, но пока у них не получается.
Источник: Inc.