Многие налоговые новации, введенные правительством с 1 января 2015 года, могут существенно испортить жизнь предпринимателей. Правительство заявило о том, что некоторые из них будут изменены как не давшие того эффекта, на который государство рассчитывало. И первые шаги уже сделаны. В частности, это касается введенного понижающего коэффициента по единому социальному взносу. Третьего марта народные депутаты поддержали законопроект (№ 1863), которым упрощаются условия применения понижающего коэффициента. (Подробно новые условия мы рассмотрим после подписания Закона Президентом Украины и официального обнародования.)
Но большинство предпринимателей в настоящее время обеспокоено не только ставками ЕСВ, а и введением требований по применению регистраторов расчетных операций (РРО) при осуществлении наличных расчетов. В нынешних экономических условиях данное требование для многих единщиков – финансово неподъемное. И не потому, что они не хотят вести бизнес легально. У них банально нет средств на приобретение РРО и плату за его дальнейшее сервисное обслуживание. Ведь упрощенная система налогообложения не позволяет учитывать понесенные расходы при расчете единого налога.
Есть ли шанс, что требование по применению РРО отменят до 1 июля 2015 года? А именно с этой даты РРО обязаны применять единщики третьей группы.
Теоретически – да. Народный депутат Оксана Продан 13 января 2015 года зарегистрировала в Верховной Раде Украины законопроект № 1718 “О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законы Украины (относительно применения регистраторов расчетных операций)”. Им предлагается исключить из Налогового кодекса Украины (НКУ) все нормы, касающиеся введения кассовых аппаратов для единщиков второй и третьей групп. Народный депутат убеждена: до тех пор, пока не будет демополизирована система обращения, обслуживания и контроля РРО, вводить кассовые аппараты для упрощенцев ни в коем случае нельзя.
На тот случай, если парламентарии не поддержат это предложение, в Верховной Раде есть и другой законопроект – от 28.11.2014 г. № 1088 “О внесении изменений в Закон Украины “О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг”. Им, в частности, Оксана Продан предлагает дополнить Закон о РРО статьей 30. И на основании этой статьи стоимость РРО, приобретенных субъектом хозяйствования для выполнения норм этого Закона, в полном объеме засчитывать такому субъекту в счет уплаты текущих или будущих налоговых обязательств. Иными словами,уменьшить суммы уплачиваемых в бюджет налогов на стоимость приобретенного РРО. Порядок и механизм зачисления средств в счет уплаты налогов должен быть определен отдельно Кабмином.
На законопроект № 1088 уже получены заключение Главного научного экспертного управления (22.12.2014 г.) и заключение Комитета ВРУ по вопросам налоговой и таможенной политики (11.02.2015 г.). К сожалению, оба органа, не оспаривая эту идею в целом, считают, что данное предложение противоречит нормам НКУ. Поскольку любые вопросы, связанные с налогообложением, должны регулироваться именно НКУ, а не Законом о РРО. Вместе с тем рекомендуется принять законопроект № 1088 за основу и доработать его Комитетом ко второму чтению.
Таким образом, если депутаты проявят настойчивость и перенесут предлагаемые нормы из Закона о РРО в НКУ, такая законодательная инициатива также имеет шансы на принятие.
Остается только надеяться на то, что нардепы не будут тянуть с рассмотрением этих предложений. Ведь до 1 июля осталось менее 4 месяцев. А как свидетельствуют результаты нашего опроса (опубликованы в «Частном предпринимателе» № 4, с. 16), из-за необходимости устанавливать РРО 34% предпринимателей планируют закрывать свой бизнес. При этом еще 19% готовы установить РРО, если его подарит государство. Полагаем, что зачет стоимости РРО в счет уплаты налогов можно расценивать как подарок от государства.
На сегодня же альтернативой применению РРО является только переход на безналичный расчет с использованием текущих банковских счетов. Но это практически невозможно в сферах бизнеса, рассчитанных на население (в частности, для розничной торговли и бытовых услуг).
Источник: Газета “Частный предприниматель”