Пожалуй, одним из самых актуальных вопросов для плательщиков единого налога с начала этого года стал вопрос обязательного применения регистраторов расчетных операций (РРО). Поэтому на страницах газеты мы уделяем ему большое внимание и рассматриваем различные аспекты. Но и налоговая служба не стоит в стороне: в предвкушении появления большого количества неопытных пользователей РРО пытается максимально расширить их круг.

Наши читатели уже знают, что применять РРО при наличных расчетах единщики третьей группы обязаны с 1 июля 2015 года, а второй группы – с 1 января 2016 года. Как и ранее, работать без РРО вправе единщики первой группы, основную массу которых составляют самозанятые предприниматели-рыночники. Вместе с тем НКУ освобождает от применения РРО предпринимате­лей-единщиков всех групп при осуществлении деятельности на рынке. Но ГФС Украины решила иначе. Вот какое разъяснение появилось в ОИР (категория 109.06).

Необходимо ли ФЛП – плательщику единого налога второй группы с 01.01.2016 и третьей группы с 01.07.2015 применять РРО при осуществлении деятельности на рынке, в том числе в стационарных помещениях, расположенных на территории рынка (магазины, павильоны, помещения контейнерного типа), и при сдаче этих помещений в аренду?

В соответствии с п. 296.10 ст. 296 Налогового кодекса Украины (НКУ) плательщики единого налога второй и третьей (физические лица – предприниматели) групп при осуществлении деятельности на рынках, при продаже товаров мелкорозничной торговой сети через средства передвижной сети, а также плательщики единого налога первой группы не применяют регистраторы расчетных операций (далее – РРО).

Вместе с тем в соответствии с абз. 5 п. 1 р. II “Переходные положения” Закона Украины от 28.12.2014 г. № 71-VIII “О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы” плательщики единого налога третьей группы с 1 июля 2015 года и плательщики единого налога второй группы с 1 января 2016 должны применять регистраторы расчетных операций.

В соответствии с п. 2 Правил торговли на рынках, утвержденных приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины, Министерства внутренних дел Украины, Государственной налоговой администрации Украины, Государственного комитета стандартизации, метрологии и сертификации Украины от 26.02.2002 г. № 57/188/84/105 (далее – Правила торговли на рынках), рынок – это субъект хозяйствования, созданный на отведенном по решению местного органа исполнительной власти или органа местного само­управления земельном участке и зарегистрированный в установленном порядке, функциональными обязанностями которого является предоставление услуг и создание для продавцов и покупателей надлежащих условий в процессе купли-продажи товаров по ценам, которые складываются в зависимости от спроса и предложений.

В торговой зоне территории рынка располагают крытые рынки, павильоны для торговли пищевой продукцией, лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы, крытые и открытые ряды для торговли растениеводческой продукцией, площадки для продажи продукции с автомобилей, повозок, прицепов, обособленные площадки для торговли живыми животными и птицей, предприятия по продаже продовольственных и промышленных товаров, общественного питания и бытового обслуживания (п. 2.1 р. 2 Ветеринарно-санитарных правил для рынков, утвержденных приказом Главного государственного инспектора ветеринарной медицины Украины от 04.06.96 г. № 23).

Магазин – это объект стационарной розничной торговли, размещенный в обособленном здании или помещении, имеющий торговый зал для покупателей с достаточной торговой площадью для их обслуживания и систему специальных помещений (для хранения товаров, подготовки их для продажи, подсобных, административных, технических и др.) (пп. 3.1.1 р. 3 приказа Госкомстата от 24.10.2005 г. № 327 “Об утверждении Инструкции по заполнению форм государственных статистических наблюдений относительно торговой сети и сети ресторанного хозяйства”).

Таким образом, при осуществлении деятельности на рынках физические лица – предприниматели на едином налоге второй и третьей группы не применяют РРО, однако если деятельность осуществляется в стационарных помещениях, расположенных на территории рынка (магазины, павильоны, помещения контейнерного типа), или эти помещения сдаются в аренду, такие плательщики должны применять РРО.

Итак, налоговики считают, что в стационарных помещениях на рынках единщикам второй и третьей группы необходимо устанавливать РРО на общих основаниях. С точки зрения всеобщей “вселенской справедливости” их требование понятно. Ведь магазин на рынке ничем не отличается от других магазинов, принадлежащих единщикам. Зачем же им предоставлять льготы? Единщики первой группы в магазинах торговать не могут, ведь им разрешена розничная торговля исключительно с торговых мест на рынке, а магазины к таковым не относятся. Вроде как все по-честному.

Но с точки зрения Закона эта консультация очень сомнительна.

Во-первых, в п. 296.10 ст. 296 НКУ четко указано, что плательщики единого налога при осуществлении деятельности на рынках не применяют РРО. В нем нет оговорок относительно видов деятельности, мест торговли и др. Значит, эта норма должна распространяться на любую деятельность на территории рынка.

И если налоговики с этим не согласны, им необходимо инициировать внесение изменений в п. 296.10 НКУ, а не притягивать за уши различные нормативные акты, не имеющие к данному вопросу никакого отношения.

Какое отношение к вопросу применения РРО имеют Ветеринарно-санитарные правила для рынков, утвержденные приказом Главного государственного инспектора ветеринарной медицины Украины от 04.06.96 г. № 23? Этот документ регулирует санитарные требования к территории, оборудованию, торгово-технологическому оборудованию, инвентарю, содержанию рынков, продаже продукции, а также обязанности дирекции рынков по их содержанию (о чем прямо в нем и сказано). Вопрос применения или неприменения кассовых аппаратов он не регулирует.

Более того, п. 2.1 Ветеринарно-санитарных правил, на который ссылаются налоговики, только подтверждает, что в торговой зоне рынка могут располагаться предприятия по продаже продовольственных и промышленных товаров, общественного питания и бытового обслуживания. Значит, деятельность магазинчиков, кафе, ателье и парикмахерских тоже вписывается в осуществление деятельности на рынках.

Упомянутое в разъяснении определение магазинов вообще стоит как-то особняком, поскольку логически не связано с другими названными нормативно-правовыми актами.

А вот определение рынков, приведенное налоговиками из Правил торговли на рынках, может для единщиков послужить дополнительным аргументом в защите своих прав работать на рынке без РРО. Так, рынок – это субъект, созданный на специально отведенном для этого земельном участке. То есть территория рынка имеет четкие границы, указанные в правоустанавливающих документах на него. Значит, и деятельность предпринимателя в пределах территории рынка является деятельностью на рынке.

Кроме того, согласно п. 10 Правил торговли на рынках для нужд и удобства продавцов и покупателей на территории рынка могут открываться магазины, предприятия общественного питания, бытового обслуживания, телефонной связи, кассы продажи билетов на транспорт, отели.

Пожалуй, аргументов достаточно для того, чтобы единщики второй и третьей группы имели право не устанавливать РРО на рынке и при необходимости отстоять свое право в судах.

Причем можно действовать и на упреждение. Уже сейчас обратиться в налоговую инспекцию за индивидуальной налоговой консультацией по вопросу применения норм п. 296.10 ст. 296 НКУ в части осуществления деятельности на рынке без применения РРО. И в случае получения неблагоприятной консультации обжаловать ее в суде.

Вместе с тем возникает вопрос: когда же наши чиновники начнут нести персональную ответственность за такие “качественные” консультации?

Елена Зубченко

Источник: “Частный предприниматель

Книги от vlasnasprava.info:

«Общая система налогообложения у предпринимателя» (издание 4-е, переработанное и дополненное)

Данное методическое пособие подготовлено для физических лиц – предпринимателей, которые уплачивают налоги на общих основаниях, т. е. не применяют упрощенную систему налогообложения.

 

Единый налог у предпринимателя с 2012 года. Часть 1. Группы и условия работы в них

Упрощенная система налогообложения в Украине существует с 1998 года и является самой привлекательной для предпринимателей. По данным ГНС Украины, в 2011 году на едином налоге работало чуть более 1 млн представителей малого бизнеса. Но с 2012 года для упрощенки установлены новые правила, которые существенно отличаются от применявшихся ранее. Впервые предпринимателей поделили на группы — в зависимости от видов деятельности, объема получаемых доходов и количества наемных работников. Для каждой группы предусмотрены свои условия уплаты единого налога, ведения учета и представления отчетности.

Наемные работники у предпринимателя (издание 2-е, переработанное и дополненное, 2014 г.)

Данное методическое пособие поможет правильно составить трудовой договор с работником, заполнить трудовую книжку при приеме и увольнении, оформить необходимые кадровые документы приказы, распоряжения, протоколы и др. Также в книге приведены практические рекомендации по заполнению и образцы учетных документов, без которых предпринимателю не обойтись при начислении заработной платы, оформлении отпусков и выплатах социальных пособий (в частности, больничных).

Единщики первой группы: учет и отчетность

В методическом пособии рассматриваются нюансы работы в первой группе плательщиков единого налога. Приводятся условия применения упрощенной системы налогообложения предпринимателями, торгующими на рынках или предоставляющими бытовые услуги населению. На практических примерах разъясняется, как заполнять книгу учета доходов и налоговую декларацию плательщика единого налога в различных ситуациях. Особое внимание уделяется вопросам применения штрафных санкций к предпринимателям. Для удобства читателей пособие сформировано в виде ответов на вопросы.

You may also like

Думка експерта

Як розрахувати частку сільгосптоваровиробництва та не втратити статус платника єдиного податку IV групи?

Хто має подавати Розрахунок частки сільгосптоваровиробництва? Сільгосптоваровиробники (юридичні особи) для переходу на спрощену систему оподаткування ...

Leave a reply