Прошедшая парламентская неделя ознаменовалась сразу несколькими попытками принятия очередных порций законопроектов, направленных на упрощение ведения бизнеса (см. также “Действующие лица” на стр.34-37). Премьер-министр Арсений Яценюк анонсировал пять проектов законов, принятие которых, по его словам, должно улучшить инвестиционный климат и облегчить жизнь предпринимателям (об отмене на заседании Кабмина постановления №915 об утилизации тары и упаковки см. стр.12, 13).

Рассмотрели депутаты только два из них — №2381 “О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (относительно упрощения условий введения бизнеса)” и №2382 “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно отдельных правовых аспектов улучшения позиций Украины в рейтинге Doing Business)”.

Первый законопроект приняли в первом чтении. Документ предлагает внесением изменений в Налоговый кодекс упростить процедуру регистрации юрлиц — внедрить так называемый принцип молчаливого согласия при взятии счета налогоплательщика на учет контролирующими органами.

Такой принцип частично действует при регистрации предприятий. Законопроект содержит норму о том, что контролирующий орган после получения от банка уведомления об открытии расчетного счета предприятия обязан в режиме реального времени взять расчетный счет на учет. Если фискалы в течение одного дня не отказали в постановке на учет — этот расчетный счет автоматически считается правомочным.

Председатель Комитета ВР по вопросам налоговой и таможенной политики Роман Насиров считает, что норма о “молчаливом согласии” значительно упростит открытие и ведение бизнеса. Правда, он допускает, что в этом процессе возможна несогласованность между Минюстом, Минфином и Государственной фискальной службой.

По­этому ко второму чтению Кабмин обещает доработать предложенные нормы, дабы избежать возможных нестыковок. В любом случае, инициатива положительная, поскольку может сэкономить время и деньги предпринимателей. Другое дело, что в нынешней тяжелой экономической ситуации для бизнеса это отнюдь не первостепенный вопрос.

Второй законопроект правительства — №2382 — четыре из пяти фракций, входящих в парламентскую коалицию, бурно раскритиковали. Кроме “Народного фронта” самого Арсения Яценюка. В результате спикер Владимир Гройсман не поставил законопроект на голосование, отправив его на доработку.

По словам лидера фракции “Самопоміч” Олега Березюка, за привлекательным названием проекта скрывается множество спорных статей, которые могут ухудшить бизнес-климат. Например, по его мнению, законопроект, по сути, предлагает упростить работу судебной системы и исполнительной службы, а вовсе не помочь ведению бизнеса.

Более успешными оказались инициативы депутатов пропрезидентского блока. Законопроект №1088 о применении регистраторов расчетных операций (РРО) при осуществлении наличных расчетов, принятый в первом чтении, предлагает разрешить подачу отчетности только в электронном виде.

Если предприятие направляет контрольную ленту в электронном виде, ему не нужно будет дублировать эту информацию ежедневной распечаткой фискальных чеков с сохранением бумажной версии в книгах учета. Также предлагается ввести штрафы для производителей и поставщиков за предоставление некачественных РРО и модемов и для сервисных центров — за некачественное обслуживание.

Сейчас, по словам автора законопроекта, народного депутата Оксаны Продан, перечень сервисных центров определяет налоговая служба. Такая монополия создает возможности для злоупотреблений и коррупции.

Кроме того, г-жа Продан предлагает ввести денежные компенсаторы для бизнеса — засчитывать стоимость кассовых аппаратов, приобретенных предпринимателем, в счет уплаты начисленных или будущих налогов. Напомним: согласно новогодним изменениям в Налоговый кодекс, “единоналожников” обязали устанавливать кассовые аппараты.

Еще одним законопроектом — №1892 о внесении изменений в Налоговый кодекс — ОСМД, ассоциациям собственников жилых домов и ЖСК вернули статус неприбыльных организаций, избавив их, таким образом, от уплаты налога на прибыль. Закон депутаты приняли в целом.

Крупному бизнесу повезло меньше. После многочисленных холостых попыток депутаты внесли-таки изменения в Закон “Об акционерных обществах”. Кворум для проведения сборов акционеров уменьшили с 60% до 50% + 1 акция для предприятий всех форм собственности.

Напомним: принятый в январе 2015 г. Закон снижал эту планку только для компаний, госдоля в которых превышала 50% акций. Для остальных АО эта норма Закона вступала в силу 1 января 2016 г. Основной камень преткновения в этой инициативе — борьба за управленческий контроль над ПАО “Укрнафта”, 43% акций которой подконтрольны группе “Приват” Игоря Коломойского.

Более 50% акций принадлежат государственному ПАО “НАК “Нафтогаз України”. Претензия государства к акционерам, подконтрольным г-ну Коломойскому, заключалась в том, что их менеджмент, пользуясь тем, что планка кворума высока, годами срывал собрания акционеров, избегая раздела дивидендов.

По словам соавтора принятого на прошлой неделе Закона, члена Комитета ВР по вопросам противодействия коррупции Юрия Деревянко, предыдущая редакция документа авторства Олега Ляшко касалась только предприятий, где государство напрямую является владельцем, а акции “Укрнафти” находятся не у государства, а у НАК “Нафтогаз України”. В результате ПАО “Укрнафта” не подпадала под действие Закона имени Ляшко.

По мнению БИЗНЕСа, так называемая прямая борьба с олигархами лишь отвлекает от проведения реформ, которые исключили бы первопричины ситуации, возникшей с этой компанией. При этом снижение планки кворума для проведения собраний акционеров в целом создаст почву для новых корпоративных конфликтов (см. БИЗНЕС №3 от 19.01.15 г., стр.12, 13).

Не рассмотренными на прошлой неделе остались два проекта законов, направленных на улучшение условий ведения бизнеса.
Один из них — №1475 о внесении изменений в Закон о госрегистрации юрлиц и физлиц — нацелен на борьбу с рейдерством.

Им предлагается запретить внесение в Единый госреестр на основании ксерокопий документов сведений, связанных с заменой руководителя или органов управления. Сейчас эта лазейка позволяет вносить ложную информацию о предприятии, банально подделав документы.

Второй законопроект, инициированный Оксаной Продан, — №1069 об изменении системы регулирования экономики — предлагает провести “регуляторную гильотину” на законодательном уровне. Документом предусмотрено радикальное сокращение количества регуляторных норм в сфере хоздеятельности.

В нем приведен перечень из 87 законодательных актов, регуляторные функции которых будут автоматически отменены через год после принятия закона. Это позволит провести полномасштабную дерегуляцию на нормативном уровне и полностью “перезагрузить” контрольно-разрешительную систему государства (см. БИЗНЕС №10 от 09.03.15 г., стр.10-13).

Рассмотреть революционный законопроект могут уже на следующей плановой пленарной неделе (7-10 апреля). Правда, некоторые представители власти, поддерживающие этот законопроект, весьма пессимистично оценивают его шансы при голосовании нынешним составом парламента.

Также на следующей “пленарке” в повестке дня сессии должны появиться недостающие три документа из анонсированного Арсением Яценюком пакета дерегуляционных законопроектов. По словам премьера, они нацелены на привлечение инвестиций и улучшение условий работы бизнеса. В профильных комитетах пока слышали только о двух.

Депутаты — о законопроектах
Александр Кирш,
член Комитета ВР по вопросам налоговой и таможенной политики (фракция “Народный фронт”):

— Упрощение регистрации и режим “молчаливого согласия” — это однозначно позитивно. Уже на следующий день будет известно, зарегистрировано предприятие или нет, и предприятие, которое перечисляет деньги предпринимателю, уже будет знать, является он налоговым агентом или нет.

В результате принятия этого закона численность предпринимателей увеличится, потому что сейчас многие не хотят открывать бизнес из-за бюрократической процедуры регистрации.

Юрий Деревянко,
член Комитета ВР по вопросам предотвращения и противодействия коррупции (внефракционный депутат):

— Относительно правительственного законопроекта №2382. Парламент интеллигентно послал этот некачественный продукт туда, откуда он пришел. Под красивой вывеской Кабинет министров решил “продавить” вещи, не имеющие никакого отношения к упрощению системы ведения бизнеса.

Виктор Галасюк,
председатель Комитета ВР по вопросам промполитики и предпринимательства (фракция “Радикальная партия Олега Ляшко”):

—Есть положительные сдвиги, но нельзя ограничиваться дерегуляцией. Регуляторная сфера — это всего 15% того, что сегодня нужно делать. Необходимо удешевлять кредиты, предоставлять госзаказы украинским предприятиям, стимулировать экспорт и создание рабочих мест. А если будем только улучшать условия для существующего бизнеса, то его в Украине скоро вообще не станет.

Источник: http://www.business.ua/

You may also like

Leave a reply