Вступление в силу указанного Закона вызвало и продолжает вызывать много вопросов у граждан нашей страны и опытных юристов на теоретическом и практическом уровнях, отмечает юридическая компания LEX LIGA.
Одним из актуальных вопросов стало предоставление Национальной полиции полномочий по временному задержанию транспортных средств.Так, согласно п. 11 ст. 23 Закона Украины «О Национальной полиции» последняя, в соответствии с возложенными на неё задачами, регулирует дорожное движение и осуществляет контроль за соблюдением Правил дорожного движения его участниками и за правомерностью эксплуатации транспортных средств на улично-дорожной сети.
На урегулирование правоотношений по временному задержанию транспортных средств непосредственно направлен Порядок временного задержания и хранения транспортных средств на специальных площадках и стоянках (далее – Порядок), утверждённый Постановлением Кабинета Министров Украины от 17 декабря 2008 года № 1102 (в редакции Постановления КМУ № 888 от 28 октября 2015 года). Так, временное задержание транспортного средства полицейским проводится в случаях, предусмотренных ст. 265-2 КУоАП, в частности, в случае, когда невозможно устранить причину задержания на месте выявления административного правонарушения, и предусматривает принудительное прекращение использования такого транспортного средства путём его блокирования с помощью технических устройств доставки на специальную площадку или стоянку, если транспортное средство создаёт значительные препятствия дорожному движению.
Доставка транспортного средства осуществляется на специальную площадку или стоянку и только с помощью специальных автомобилей – эвакуаторов, в том числе принадлежащих предприятиям, учреждениям и организациям, осуществляющих деятельность, связанную с перемещением транспортных средств и с которыми территориальным органом Национальной полиции заключены в установленном порядке договора.
Следовательно, при отсутствии заключённого договора между органами Национальной полиции и соответствующим предприятием, учреждением и организацией, что будет осуществлять транспортировку транспортного средства, доставка последнего противоречит требованиям Порядка.
Кроме того, после прибытия эвакуатора полицейский в присутствии двух свидетелей и представителя предприятия, учреждения или организации, которым принадлежит эвакуатор, составляет акт осмотра и временного задержания транспортного средства с соблюдением требований, установленных п. 4 Порядка.
Заметим, что согласно ч. 1 ст. 17 Закона Украины «О Национальной полиции»полицейский является гражданином Украины, который принял Присягуполицейского, проходит службу на соответствующих должностях в полиции и которому присвоено специальное звание полиции. Указанная норма предусматривает совокупность элементов, исходя из которых, можно говорить о том, что в настоящее время подразделения Национальной полиции полноценно функционируют в нескольких городах Украины (г. Киев, Одесса, Львов).
Кроме того, в п. 14 «Переходных положений» Закона Украины «О Национальной полиции» указывается, что до создания, укомплектования специально подготовленными полицейскими и обеспечения функционирования по всей территории Украины патрульной полиции временно, до 31 декабря 2016 года, разрешается функционирование в составе полиции государственной автомобильной инспекции, на которую возлагаются обязанности по обеспечению безопасности дорожного движения в отдельных регионах и населённых пунктах, где временно отсутствует патрульная полиция.
При исполнении полномочий по охране общественного порядка и обеспечения безопасности дорожного движения подразделения государственной автомобильной инспекции и общественной безопасности руководствуются положениями вышеуказанного Закона, других законов Украины и подчиняются соответствующим руководителям территориальных органов полиции.
Однако, указанные нормы не содержат требований об обязательности принятия работниками указанных подразделений Присяги полицейского, прохождения ими службы на должностях в полиции (даже временно), а также присвоения им специального звания полиции. В таких случаях возможно возникновение спорных ситуаций относительно легитимности составленного сотрудниками государственной автомобильной инспекции акта осмотра и временного задержания транспортного средства.
Также возникают вопросы относительно статуса свидетелей составления указанного акта. Так, в ч. 1 ст. 272 КУоАП указано, что в качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано любое лицо, о котором есть данные, что ему известны какие-либо обстоятельства, подлежащие установлению по данному делу.
В таком случае свидетелем может быть и сотрудник полиции или другое заинтересованное лицо. Поэтому уместнее было бы в Порядке вместо слова «свидетель» использовать слово «понятой» или ввести определённые ограничения относительно категорий лиц, которые могут быть свидетелями при составлении акта.
Среди прочего, Порядок устанавливает, что в случае если доставить транспортное средство на специальную площадку или стоянку невозможно, полицейский проводит его задержание путём блокирования с соблюдением условий безопасности дорожного движения (п. 5). При этом, разблокировкатранспортного средства осуществляется полицейским после составления протокола об административном правонарушении или вынесения постановления по делу об административном правонарушении.
То есть, такой элемент как, например, уплата штрафа за нарушение Правил дорожного движения, что стало причиной блокирования транспортного средства, Порядком не предусматривается.
Нужно также обратить внимание на то, что п. 15 Порядка определяет: споры, связанные с ущербом, который причинён временно задержанному транспортному средству и имуществу, которое находится в нём, во время транспортировки или хранения на специальной площадке или стоянке, решаются в установленном законодательством порядке.
При этом, если водитель или владелец появился на месте правонарушения в момент выполнения работ по загрузке транспортного средства,целесообразно настаивать на фотографировании транспортного средства, подлежащего временному задержанию и составлению перечня вещей, которые находятся в нём (п. 4 Порядка), что станет доказательством в случае повреждения транспортного средства во время транспортировки, пребывания его на специальной площадке, стоянке, или исчезновения ценных вещей из транспортного средства.
И в заключение отметим, что приведённые проблемные вопросы изложены, исходя из анализа положений указанных выше правовых актов, поскольку в настоящее время отсутствует судебная практика решения определённых спорных вопросов, однако изложенное, надеемся, пригодится общественности и профессиональным юристам при попытке решения указанных правовых коллизий.
Источник: chp.com.ua