По итогам 2014 года, объемы продаж слабоалкогольных напитков (САН) в Украине составили 9,2 млн дал, что на 1,3 млн дал ниже, чем в 2013 году (-12,38%) согласно аналитическому отчету Укргоскомстата и оценкам экспертов Национального объединения производителей алкогольных коктейлей («НОВАК»).
График 1. Динамика изменений объемов продаж слабоалкогольных напитков в Украине, млн дал (*по данным Укргоскомстата и «НОВАК»).
Снижение объемов продаж рынка САН во многом связано с обострением ситуации в Крыму и на Востоке Украины. На этих территориях падение САН превысило 30%, из-за чего общий рынок страны потерял порядка 10% объемов. Отсутствие долгосрочной стратегии по изменению акцизных ставок и непродуманные законодательные инициативы (как то неоднократное повышение ставок акцизного налога на протяжении года) также стали причиной падения объемов продаж отрасли.
При этом 85% украинского рынка САН занимают два крупнейших игрока – Группа Компаний «Новые Продукты» и ЗАО «Оболонь». По статистическим данным Укргоскомстата, в 2014 году более 60% рынка слабоалкогольных напитков в натуральном принадлежало продукции ГК «Новые Продукты», что позволяет говорить о данной компании, как о безоговорочном лидере рынка САН как в натуральном, так и в денежном выражении. Так, большая доля рынка (30,6%) принадлежит напиткам REVO, а доля напитков производства ЗАО «Оболонь», по итогам 2014 года, составляет 28,1%.
График 2. Доли рынка САН в 2014 году в натуральном выражении, % (*по данным Укргоскомстата и «НОВАК»).
По прогнозам экспертов, объем рынка САН в 2015 году при сохранении сложившейся ситуации составит 8,6 млн дал. При этом если повышение налогового давления на отрасль САН увеличится, это может привести к негативным последствиям – снижению количества игроков рынка, остановке производства, уходу бизнеса в тень и, как следствие, сокращению доходов бюджета.