22 февраля 2017 года Верховная Рада проголосовала в первом чтении за совершенствование механизмов обеспечения задач уголовного производства, а именно проведения специального досудебного расследования уголовных преступлений (in absentia). За соответствующий законопроект №5610 в первом чтении проголосовали 233 депутата.
Принятие законопроекта в первом чтении вызвало волну обсуждений и критики в СМИ и профессиональной среде юристов. Можно наблюдать разные позиции – от резко негативных взглядов с прогнозированием краха правосудия и полного нивелирования прав на защиту и права на личную свободу до принятия позиции законодателя полностью.
«Оценивая законопроект в целом, нельзя не выделить ряд позитивных изменений, которые урегулируют реальное завершение расследований, передачу в суд дел экс-чиновников и удовлетворят требования Евромайдана», – подчеркивает юрист департамента уголовной практики ЮК «Алексеев, Боярчуков и партнеры» Кристина Ямельская.
По ее словам, законопроект имеет пять главных позитивных моментов. А именно:
- Помимо вручения повестки лицу, находящемуся за пределами Украины по последнему известному месту его жительства или пребывания, такая повестка также обязательно публикуется в официальных печатных изданиях: «Голос Украины», «Урядовый курьер» и на официальном сайте органа, осуществляющего досудебное расследование. Это обеспечивает свободный доступ к информации и реализации возможности защиты своих прав подозреваемым.
- Предусматривается осуществление специального досудебного расследования в отношении одного или нескольких подозреваемых.
- Добавление статьи 255 КК Украины (создание преступной организации) в перечень статей о преступлениях, по которым осуществляется специальное досудебное расследование, даст возможность наказания за некоторые экономические и военные преступления.
- В законопроекте вводится точное правило расчета сроков досудебного расследования, что делает невозможным затягивание рассмотрения дел защитников экс-чиновников в отечественных и европейских судах.
- Позитивным видится продление действия закона после 15 апреля, поскольку действие сегодняшнего закона с 15 апреля 2016 по 15 апреля 2017 года может быть рассмотрено европейскими и украинскими судами как выборочное правосудие.
Однако, несмотря на вышеперечисленные преимущества законопроекта №5610, по мнению юриста, этот документ несовершенен и имеет ряд недостатков.
«Во-первых, нормы об увеличении сроков «заочного» досудебного расследования до 18 месяцев и на аналогичный срок содержания под стражей в уголовных производствах относительно тяжких преступлений, совершенных преступной или террористической организацией, сужают и ограничивают права человека, а именно право на личную свободу (статья 29 Конституции Украины)», – говорит Кристина Ямельская.
Кроме того, в законопроекте отсутствует определение особо сложных уголовных производств, что может спровоцировать коррупционные действия сотрудников правоохранительных органов, которые будут толковать это определение на свое усмотрение.
«Резюмируя, можно сказать, что законопроект имеет ряд новых позитивных изменений, которые ускорят процесс досудебного расследования и передачи дел экс-чиновников на судебное рассмотрение, но он также требует доработки в части исключения норм об увеличении сроков «заочного» досудебного расследования, а также исключения формулировки «особо сложные уголовные производства» из норм законопроекта», – подытоживает юрист департамента уголовной практики ЮК «Алексеев, Боярчуков и партнеры» Кристина Ямельская.