Замглавы налогового комитета парламента – о фискальной реформе
Времени до 1 января 2016 года, когда Украина должна получить новую налоговую систему, остается ничтожно мало. Проект изменений в налоговый кодекс, по плану, должен быть готов к концу лета. С тем, чтобы в октябре парламент утвердил изменения.
Hubs поговорил о том, как идет работа, с одним из членом целевой команды «Налоговая реформа» при Минфине народным депутатом Андреем Журжием. С существующей налоговой системой и ее недостатками Журжий знаком не понаслышке. Он более 10 лет возглавлял юридический департамент группы компании «Фоззи».
Журжий назначил встречу после окончания рабочего дня, когда сотрудники аппарата парламентского Комитета по вопросам налоговой и таможенной политики, в котором состоит нардеп, уже расходились по домам. Сразу предупредил, что о политике говорить не будет, его тема — налоги. О них рассказывал явно охотнее, чем о схеме работы над выполнением коалиционного соглашении или о себе.
Как построена работа над налоговой реформой
Расскажите о механизме работы над налоговой реформой. В прошлом году было создано 16 рабочих групп по разработке реформы и — ничего…
Сейчас рабочая группа невелика. В целевую команду входят два десятка человек. Несколько — от Минфина, налоговой, международные советники, два представителя общественности, есть несколько ученых и всего по одному представителю от депутатских фракций коалиции. Это не группы по 50 или по 100 человек, в рамках которых невозможно договориться.
Мы консолидируем информацию, потом рабочая группа согласует общую концепцию реформирования. После этого за грантовые деньги будут наняты специалисты-юристы, которые эту концепцию превратят в изменения к налоговому законодательству и Налоговому кодексу. Не в отдельные группы законов, не связанные между собой, а в единый документ.
В рамках целевой команды заслушиваем бизнес и общественные организации. Есть две платформы – индустриальная и открытая. В рамках открытых платформ еженедельно проходят слушания, на которых какая-либо общественная организация может презентовать свой проект реформирования.
На индустриальных платформах мы встречаемся с представителями отраслей. Эти встречи проходят в закрытом режиме, чтобы можно было поговорить. Отрасль может поделиться своим видением развития и объяснить, что ей мешает. Мы обсуждаем, почему та или другая отрасль не может развиваться, что приводит к тенизации, как сделать отрасль прозрачной.
С представителями каких отраслей уже встречались?
Общались с ликеро-водочной отраслью, было с IT, было с сельхозпроизводителями, с ритейлом. Будет с газодобывающей отраслью. Была платформа с государственными лотереями.
Разговаривали с табачной отраслью. С четырьмя международными компаниями, которые выпускают и продают в Украине сигареты.
Есть две концепции. Развитие украинского рынка и наполнение бюджета за счет стимулирования спроса. Совсем другая концепция – почему бы в Украине не нарастить производство и не поставлять в другие страны? В этом случае потребление не растет. Но если государство создаст условия, то будут рабочие места и будут дополнительные поступления.
Мы пытаемся понять, что нужно сделать, чтобы отрасль выросла в определенное количество раз, что мешает тому, чтобы экспортный потенциал вырос в 10 раз. Особенно если разговариваем с международными компаниями. Чтобы мы, производя в Украине, продавали продукцию за рубеж. Потому что транснациональные компании реализуют эту продукцию за границей, и чтобы Украина воспользовалась этим потенциалом.
И что табачники говорят?
Говорят о том, что есть проблемы с акцизами. С тем, что они непрогнозируемые. И компании не могут формировать долгосрочную политику. При этом они осознают, что есть соглашение про ассоциацию, которое предусматривает рост акцизов до европейских. Но считают, что это должно быть постепенным.
С «табачниками» была показательная дискуссия. Одни говорили, что нужно поднимать специфические ставки (устанавливается отдельно для сигарет с фильтром и без фильтра, в гривнах на 1000 штук — Hubs) и ни в коем случае не трогать адвалорную ставку (фиксированный процент от цены — Hubs). Другие говорят: простите, нужно поднимать адвалор.
Это специфика бизнеса каждой компании. Тем, кто производит дешевую продукцию, выгодно одно, выпускающим дорогие сигареты — совсем другое. Тут государство должно разобраться, чтобы принять взвешенное решение.
Мы были удивлены тем, что в среднем адвалор в Европе до 50% доходит, а специфическая ставка — до 25%. И в Украине эта ставка где-то на таком же уровне была еще четыре года тому назад. Но каким-то образом она упала до 12%, то есть государство потеряло на этой ставке. Мы сейчас должны пересмотреть эту концепцию. Тут фактически такой лоббизм произошел.
Автор – Екатерина Шаповал