Замглавы налогового комитета парламента – о фискальной реформе

Времени до 1 января 2016 года, когда Украина должна получить новую налоговую систему, остается ничтожно мало. Проект изменений в налоговый кодекс, по плану, должен быть готов к концу лета. С тем, чтобы в октябре парламент утвердил изменения.

Hubs поговорил о том, как идет работа, с одним из членом целевой команды «Налоговая реформа» при Минфине народным депутатом Андреем Журжием. С существующей налоговой системой и ее недостатками Журжий знаком не понаслышке. Он более 10 лет  возглавлял юридический департамент группы компании «Фоззи».

Журжий назначил встречу после окончания рабочего дня, когда сотрудники аппарата парламентского Комитета по вопросам налоговой и таможенной политики, в котором состоит нардеп, уже расходились по домам. Сразу предупредил, что о политике говорить не будет, его тема — налоги. О них рассказывал явно охотнее, чем о схеме работы над выполнением коалиционного соглашении или о себе.

Как построена работа над налоговой реформой

Расскажите о механизме работы над налоговой реформой. В прошлом году было создано 16 рабочих групп по разработке реформы и — ничего…

Сейчас рабочая группа невелика. В целевую команду входят два десятка человек. Несколько — от Минфина,  налоговой, международные советники, два представителя общественности, есть несколько ученых и всего по одному представителю от депутатских фракций коалиции. Это не группы по 50 или по 100 человек, в рамках которых невозможно  договориться.

Мы консолидируем информацию, потом рабочая группа согласует общую концепцию реформирования. После этого за грантовые деньги будут наняты специалисты-юристы, которые эту концепцию превратят в изменения к налоговому законодательству и Налоговому кодексу. Не в отдельные группы законов, не связанные между собой, а в единый документ.

В рамках целевой команды заслушиваем бизнес и общественные организации. Есть две платформы – индустриальная и открытая. В рамках открытых платформ еженедельно проходят слушания, на которых какая-либо общественная организация может презентовать свой проект реформирования.

На индустриальных платформах мы встречаемся с представителями отраслей. Эти встречи проходят в закрытом режиме, чтобы можно было поговорить. Отрасль может поделиться своим видением развития и объяснить, что ей мешает. Мы обсуждаем, почему та или другая отрасль не может развиваться, что приводит к тенизации, как сделать отрасль прозрачной.

С представителями каких отраслей уже встречались?

Общались с ликеро-водочной отраслью, было с IT, было с сельхозпроизводителями, с ритейлом. Будет с газодобывающей отраслью. Была платформа с государственными лотереями.

Разговаривали с табачной отраслью. С четырьмя международными компаниями, которые выпускают и продают в Украине сигареты.

Есть две концепции. Развитие украинского рынка и наполнение бюджета за счет стимулирования спроса. Совсем другая концепция – почему бы  в Украине не нарастить производство и не поставлять в другие страны? В этом случае потребление не растет. Но если государство создаст условия, то будут рабочие места и будут дополнительные поступления.

Мы пытаемся понять, что нужно сделать, чтобы отрасль выросла в определенное количество раз, что мешает тому, чтобы экспортный потенциал вырос в 10 раз. Особенно если разговариваем с  международными компаниями. Чтобы мы, производя в Украине, продавали продукцию за рубеж. Потому что транснациональные компании реализуют эту продукцию за границей, и чтобы Украина воспользовалась этим потенциалом.

И что табачники говорят?

Говорят о том, что есть проблемы с акцизами. С тем, что они непрогнозируемые. И компании не могут формировать долгосрочную политику. При этом они осознают, что есть соглашение про ассоциацию, которое предусматривает рост акцизов до европейских. Но считают, что это должно быть постепенным.

С «табачниками» была показательная дискуссия. Одни говорили, что нужно  поднимать специфические ставки (устанавливается отдельно для сигарет с фильтром и без фильтра, в гривнах на 1000 штук — Hubs) и ни в коем случае не трогать адвалорную ставку (фиксированный процент от цены — Hubs). Другие говорят: простите, нужно поднимать адвалор.

Это специфика бизнеса каждой компании. Тем, кто производит дешевую продукцию, выгодно одно, выпускающим дорогие сигареты — совсем другое.  Тут государство должно разобраться, чтобы принять взвешенное решение.

Мы были удивлены тем, что в среднем адвалор в Европе до 50% доходит, а специфическая ставка — до 25%. И в Украине эта ставка где-то на таком же уровне была еще четыре года тому назад. Но каким-то образом она упала до 12%, то есть государство потеряло на этой ставке. Мы сейчас должны пересмотреть эту концепцию. Тут фактически такой лоббизм произошел.

Автор – Екатерина Шаповал

Полный текст новости читайте здесь..

You may also like

Думка експерта

Як розрахувати частку сільгосптоваровиробництва та не втратити статус платника єдиного податку IV групи?

Хто має подавати Розрахунок частки сільгосптоваровиробництва? Сільгосптоваровиробники (юридичні особи) для переходу на спрощену систему оподаткування ...

Leave a reply