Представители MustHave, Marsee’s, L.A.P.T.I., byMe, UAmade, Окно во Двор и другие о настоящем и будущем украинского производителя, а также трендах и проблемах в отрасли. made in ukraine 

Если предыдущие три года можно назвать периодом становления феномена made in Ukraine, то 2017 год стал скорее временем взросления, поисков себя и появления первых гигантов среди украинских производителей новой волны. Как компании пережили этот год и чего ожидают в своем сегменте от следующего, RAU рассказали представители одежных брендов новой украинской формации.

Оно было страшное

Анастасия Дзюба и Анна Коваленко создали бренд MustHave еще в 2010 году и по праву носят звание первого украинского масс-маркета. Так что они, как никто другой, могут оценить то, как менялся рынок для украинских производителей в последние годы. «Когда начинали, спасал голый энтузиазм и вера в наш продукт, — вспоминает Анна Коваленко. — На тот момент украинское не просто не любили, это вообще было стыдно носить. Были покупатели, которые приходили в шоу-рум, выбирали, примеряли, уже готовы были заплатить, а потом, когда узнавали, что производитель – Украина, отказывались. И таких случаев было достаточно. Были оптовики, которые продавая MustHave, говорили, что это Америка. И у них все хорошо продавалось». made in ukraine

В сети MustHave уже четыре магазина и два шоу-рума в Киеве, а также по одной торговой точке в Одессе, Харькове и Львове, последняя из которых открылась в декабре 2017 года. По словам создателей бренда, люди уже приходят именно в поисках украинского, но становясь более требовательными, не избавляются от старых стереотипов. «Почему-то все считают, что если это украинское, то оно должно стоить 50 гривень, — говорит Анна. — Или 100 гривень, но это уже дорого. Классно быть украинскими, но когда курс доллара 28, а в Украине нет ткани, из которой ты можешь пошить изделие, то очень сложно вести бизнес».

К подобным выводам приходит и Алина Сердюк, соосновательница бренда byMe, который представил свою первую коллекцию в маркете ВСІ.СВОЇ, а сейчас открыла собственный шоу-рум в районе Крещатика в Киеве. Она считаетчто энтузиазм, который держался у покупателей на постреволюционной волне патриотизма, постепенно угасает и сейчас они становятся более переборчивыми.

«Мне кажется, что самый пик был где-то год назад. По сравнению с прошлым годом, сейчас падение где-то на 30%, потребители стали достаточно переборчивыми, — говорит Алина Сердюк. — Раньше они как с закрытыми глазами покупали: украинское – значит беру. И неважно, что блузка 3000 гривен стоит. Сейчас потребители адекватно к этому относятся. Блузка за 3000 – это нелогично, пойду или в масс-маркете куплю, или у другого дизайнера».

Все еще становление

По мнению PR-менеджера L.A.P.T.I. Валерии Явкиной, ключевая тенденция 2018 года – формирование масс-маркета среди украинских брендов: «Раньше было модно производить в Харькове и называться итальянским брендом, а теперь даже наоборот. Украинский масс-маркет сегодня развивается все активнее и уже можно говорить, что становится конкурентом тому же Inditex, например. Это лишь вопрос времени».

Одесская компания вышла на украинский рынок два года назад в формате островков обуви L.A.P.T.I. points. С увеличением сети до десяти розничных точек в стране и расширением ассортимента, бренд принял решение активно развиваться. 2 декабря в столичном ТРЦ Ocean Plaza у сети открылся первый торговый объект в формате магазина.

Параллельно с формированием масс-маркета, считает Валерия Явкина, в новом году не только существующие сетевики будут расти, но и маленьких handmade-брендов будет становиться еще больше. Но на пользу это пойдет не всем. «Я готова делать ставки, что украинские бренды друг друга «сожрут», — говорит Анна Шаш, соосновательница бренда W8less. — Часть уже закрыли свои шоу-румы, но есть и те, кто планомерно развивает способность шить качественную одежду и растут. Сильно выросли VOVK и MustHave. Они стремились стать масс-маркетом и у них вышло».

Что касается самого бренда W8less, Анна утверждает, что пока они, как и многие другие, лишь в начале пути. «Мы продолжаем двигаться в направлении становления масс-маркета, — говорит ритейлер, — Украинским брендам необходимо учиться организовывать производство и реализацию. Должна быть сильная команда с несколькими фабриками, делегированием и грамотным распределением обязанностей. Чтобы быть масс-маркетом, нужно также научиться делать «трэш» — дешевую одежду с некачественными швами, иногда даже не хорошо сидящую на человеке, и согласиться с этим, что это нормально».

За последний год бренду удалось открыть собственный аутлет и большую fashion-локацию в одном из павильонов ВДНХ. Но при этом украинские производители, укрепляющие сейчас свои позиции в ритейле, говорят, что не готовы пустили все на самотек ради тиражирования. «Больше всего я ценю тех, кому удается оставаться самими собой», — добавляет Анна.

Другой необходимой вещью для выживания называют необходимость формирования маркетинговой стратегии. Так, например, считает PR-директор украинского бренда Marsee’s Алина Еловенкова.

«Сейчас проходит масса выставок, где много действительно достойных брендов. К сожалению, не всем хватает опыта и людей. Хорошо, если у тебя есть точка продажи или ты работаешь с другими шоу-румами. Но без грамотного пиара и маркетинга это все рано или поздно заглохнет. Единичные покупатели, конечно, будут, но надо все-таки заявлять о себе – подключать все инструменты для коммуникации», — комментирует Алина.

Fashion-бренд Marsee’s, как и многим другим, удалось выйти на рынок на волне интереса к украинской продукции после Революции Достоинства, и сейчас в сети ритейлера уже три магазина, работающих в столичных ТРЦ Dream Town, Lavina Mall и Проспект. «Сейчас все идут к брендам, которые на слуху, — детализирует она. — То есть люди все меньше совершают импульсивные покупки, они экономят свое время и нервы. Поэтому нужно максимально показывать, что ты делаешь, какой у тебя ассортимент. И, как правило, это все digital». 

Придется нелегко

Основательницы концепт-стора Окно во Двор Анастасия Мальцева и Анна Шепилова говорят, что 2017 год стал переломным для украинского масс-маркета и товаров made in Ukraine. «С одной стороны, покупать и носить украинское стало практически все население страны. С другой стороны, новаторы и социально активная часть населения поостыли к товарам Made in UA и это сказалось на уровне продаж некоторых брендов. Как и ожидалось, пошла волна закрытий проектов, а вместе с ней тенденция к открытию новых направлений и сервисов».

Совладелицы киевского концепт-стора уже четыре года популяризируют молодых украинских производителей одежды и обуви. В начале 2017 года они запустили «Девичники» — серию бесплатных встреч на социальные и общественные темы на базе магазина, а сейчас готовятся к открытию отдельной локации OVD Meeting Place под них, которая станет также второй торговой точкой производителей.

«Можно предположить, что в 2018 нас ждет укрепление позиций сильных игроков рынка, выход новых форматов, а также улучшение качества конечного продукта и сервиса. Покупатель от этого только выиграет, а вот малому и среднему бизнесу придется нелегко, ведь экономическая ситуация в стране весьма нестабильная», — считают предпринимательницы.

С более позитивным прогнозом высказалась Event Manager UAmade Татьяна Солощенко, чей бренд в декабре запустил флагман сети hand made магазинов в Lavina Mall: «Если 2017-й год стал временем урегулирования бизнес процессов и системности, то в новом году мы видим перспективы абсолютно для всех. Со своей стороны, готовим несколько проектов, которые позволят украинским производителям, стать еще более доступными и коммерческим. Верим, что дружелюбный 2018-й поможет всем нам сделать украинский retail еще более востребованным и узнаваемым».

Источник: RAU.UA

You may also like

Думка експерта

Як розрахувати частку сільгосптоваровиробництва та не втратити статус платника єдиного податку IV групи?

Хто має подавати Розрахунок частки сільгосптоваровиробництва? Сільгосптоваровиробники (юридичні особи) для переходу на спрощену систему оподаткування ...

Leave a reply