Сергей Мильман
СЕО и основатель
YouControl

Основатель YouControl — о том, почему работа рынка открытых данных пришлась не по вкусу многим чиновникам, и чем это грозит украинскому бизнесу

Рынок открытых данных в Украине совсем молодой ‒ он начал формироваться в 2014 году. Его зарождение и развитие было обусловлено в первую очередь необходимостью идти в ногу с прогрессивными государствами мира, где прозрачность и открытость на всех уровнях ‒ неотъемлемая часть жизни людей. В нашей же стране десятилетиями было все с точностью наоборот. Поэтому “вывод данных с подполья” пришелся не по душе многим ‒ как чиновникам, так и предпринимателям, ведущим свой бизнес по сомнительным принципам.

На данный момент в Украине, вопреки нарушению “интересов” определенных кругов, возможности работы с открытыми данными четко регламентированы. Так, еще в 2011 году был принят Закон “О доступе к публичной информации”. Однако свою финальную редакцию, где говориться об открытых данных, он получил в 2015 году, когда был принят Закон “О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно доступа к публичной информации в форме открытых данных”.

В частности, в ч. 1 ст. 10 этого нормативного акта говорится: “Публичная информация в форме открытых данных ‒ это публичная информация в формате, позволяющем ее автоматизированную обработку электронными средствами, свободный и бесплатный доступ к ней, а также ее дальнейшее использование”. Кроме этого, в законе прописано и то, что публичная информация в форме открытых данных является разрешенной для дальнейшего свободного использования и распространения: “Любое лицо может свободно копировать, публиковать, распространять, использовать, в том числе в коммерческих целях, в сочетании с другой информацией или путем включения в состав собственного продукта, публичной информации в форме открытых данных с обязательной ссылкой на источник получения такой информации”.

Принятие соответствующего закона дало толчок развитию рынка. В него стали вкладываться фонды и предприниматели, создавая разнообразные сервисы и продукты. Но, как и многое в нашей стране, урегулированность рынка оказалась иллюзией. Пример компании YouControl, которая работает четко согласно действующему законодательству в сфере открытых данных, но при этом уже почти год является объектом для преследования силовиков — яркое тому доказательство.

Украинские власти не задумываются, к чему может привести такое вмешательство в рынок. Взять хотя бы экономический эффект. Ведь ресурс у рынка открытых данных — огромный. Согласно исследованию компании McKinsey, работа с открытыми данными обеспечивает стране рост ВВП на уровне 4% (для Украины — это порядка 90 млрд грн). А потенциальный глобальный эффект от открытых данных в 7 секторах (образование, здравоохранение, транспорт, нефтегазовый рынок и прочие) составляет 3 трлн долларов год. А в нашей стране все это пытаются задавить в угоду чьих-то интересов. Вследствие инвесторы, которые обращают внимание на этот привлекательный рынок с грандиозным потенциалом роста, очень взвешенно подходят к оценке рисков. Они понимают, что в Украине, даже при наличии закона, который защищает участников рынка, их вложения не застрахованы от вмешательства в работу компании и, как следствие, ‒ от финансовых потерь.

Но в целом проблема касается больше даже не денег. Речь идет о том, что заинтересованные лица хотят откатить назад волну общественного резонанса, который возник от доступа к открытым данным. Ведь последние годы в Украине начали появляться разнообразные проекты, обличающие нечестных госслужащих, коррупцию на всех уровнях власти. А о том, что они крайне необходимые и актуальные, говорит их международная поддержка.

Многие из этих проектов финансируют и всячески способствуют их развитию такие иностранные организации, как ПРООН, USAID, МФ “Возрождение” и прочие.

К примеру, DoZorro ‒ инициатива Transparency International. Это мониторинговый портал для контроля нарушений в госзакупках. Его система риск-индикаторов призвана идентифицировать гостендеры, по которым имеется повышенный риск неэффективности проведения процедуры или ограничения конкуренции.

Также небывалое внимание вызвал проект “Декларации”. Тысячи чиновников, их имущество и доходы, которые они годами тщательно скрывали за стенами банков и высокими заборами, стали достоянием общественности. Проект смог обратить внимание людей на эту проблему, заставил их занять определенную позицию.

Очевидно, причин для того, что “закрыть” открытые данные у власти масса. Однако на лицо еще и конфликт позиций самих ее представителей. Пока СБУ и ГПУ пытается провести показательный процесс над компанией YouControl, Кабмин дает доступ к новым реестрам. Только в декабре 2017 года было утверждено обновленное постановлению №835, которое  расширяет количество наборов данных вдвое ‒ с 302 до 600. Этим Кабмин как бы заявляет о своей поддержке открытости данных.

Почему же возникают такие противоречия? Конечно, можно задуматься о том, что дело в чьих-то бизнес-интересах, и что имеет место “заказ” от конкурентов. Но другой вариант кажется более реалистичным. Представители органов власти, которые проявляли, на первый взгляд, заинтересованность в развитии рынка открытых данных, сейчас, видя давление на одного из его лидеров, никак не реагируют. Следует вывод, что они были неискренни в своих намерениях. Хотя, возможно, открывая данные, они не ожидали того эффекта, который в итоге наблюдается. Не стоит отбрасывать и идею того, что у них есть свои личные интересы в этой области. Также это может оказаться обычным пиаром или вынужденной мерой под давлением международного сообщества.

Сейчас вопрос с открытыми данными в Украине звучит глобально. На кону вопрос ‒ украинцы будут жить со свободой слова и доступом к информации или же мы превратимся в аналог Северной Кореи. То, как власти пытаются манипулировать понятием “открытые данные” и тем, как их можно использовать, не смотря на закон, ставит под сомнения будущее Украины как демократического государства.

Источник: Delo.ua

You may also like

Думка експерта

Як розрахувати частку сільгосптоваровиробництва та не втратити статус платника єдиного податку IV групи?

Хто має подавати Розрахунок частки сільгосптоваровиробництва? Сільгосптоваровиробники (юридичні особи) для переходу на спрощену систему оподаткування ...

Leave a reply