Михаил Райцин родился в Украине, 12 лет занимается интернет-макетингом, финансовыми технологиями и автоматизацией процессов в Восточной Европе. На сегодняшний день, основанные им компании имеют общий оборот $100 млн.
Михаил рассказал о том, убьет ли кризис китайского рынка криптовалют ICO, как это отразится на мировом блокчейн-сообществе и кто на этом заработает.
Как вы пришли на рынок криптовалют?
Проекты последних лет — это логичное продолжение моего предыдущего опыта. Например, WebEffector — платформа для автоматизации контекстной рекламы, Mirafox — разработчик ряда крупных интернет-проектов для веб-мастеров. Любые технологические системы можно сделать более дешевыми, гибкими и безопасными с помощью технологии блокчейн, поэтому в своем текущем проекте ICOBox мы сконцентрировались на автоматизации процесса ICO, публичной продажи токенов. ICO — это тип краудсейла, основанный на технологии блокчейн, предполагающий, что компания выпускает электронные токены, присваивая им некую ценность для владельцев, и продает в течение ограниченного периода времени.
Если совсем просто, это работает так. Предположим, вы открываете компанию по продаже ананасов. Вы сообщаете миру о том, что у вас есть прекрасные ананасы, но на всех по хорошей цене их может не хватить, и что произойдет с ценой позже, когда их распробуют, вы предугадать не можете. Они могут резко подскочить в цене или вообще исчезнуть из продажи. Для того, чтобы желающие могли получить к ним гарантированный доступ, да еще и по выгодной цене, вы предлагаете им заранее приобрести соответствующее право, своего рода членство в закрытом клубе «ценителей ананасов». Это и есть продуктовый токен в очень упрощенном виде. Заинтересованы ли любители ананасов в таком предложении? Пожалуй, да.
Недавние события в Китае наводят на мысль, что рынок ICO очень нестабилен и сильно зависит от мировой повестки. Вы не боитесь инвестировать свое время в такой проект?
Действительно, Китай только что присоединился к списку стран, которые сделали официальные заявления касательно ICO, напомнив, что токены могут быть ценными бумагами, и их продажа через ICO нелегальна, если не соблюдается законодательство.
Однако полный запрет ICO в Китае резко контрастирует с подходом таких стран, как Швейцария и Сингапур, которые создали благоприятные условия для развития новых финансовых технологий и криптовалют. На данный момент Россия также рассматривает возможность торговли виртуальными валютами на московской бирже. США и Великобритания действуют более осторожно, предпочитая не предпринимать активных действий, с одной стороны, защищая участников рынка, а с другой, позволяя стартапам тестировать новые финансовые инструменты. Буквально на днях канадские парламентарии утвердили законопроект, в котором регламентируется порядок обращения криптовалют.
По данным CoinDesk, через ICO в 2017 году было привлечено примерно $1,5 млрд, при том, что в 2016 году — всего $256 млн. В тех случаях, когда стоимость размещенных в этом году токенов выросла, они показывали рост в среднем в 28 раз, согласно исследованию Smith & Crown.
Решение Народного Банка Китая вынуждает китайские стартапы искать партнеров в других юрисдикциях, что также может положительно повлиять на результаты ICOBox.
За первую неделю ICOBox привлек порядка $9 млн, сейчас речь идет уже почти о 15 млн. В чем секрет успеха проекта?
ICOBox предлагает пакет услуг с фиксированной ценой проектам, желающим продавать свои продукты и услуги посредством ICO. В пакет услуг входят консультации и программное обеспечение по трем направлениям — технологическому, юридическому и маркетинговому. У проекта есть еще два основателя: Николай Евдокимов, один из создателей платформы Cryptonomos, которая провела ICO-компании GigaWatt на $22 млн, и Анар Бабаев, глава отдела интернет-маркетинга этой же компании.
В какой-то момент мы поняли, что спрос на ICO огромен, но существующее предложение не в состоянии его удовлетворить.
На рынке работает всего несколько агентств, оказывающих услуги по проведению ICO. Такие услуги достаточно дороги, более того, ввиду длительности таких проектов время ожидания достигает нескольких месяцев. Для того, чтобы утолить этот рыночный голод, мы разработали ICOBox — уникальный продукт, позволяющий за счет автоматизации и использования универсальных моделей в разы сократить не только срок запуска ICO, но и стоимость его проведения по технологическому, юридическому и маркетинговому направлениям.
Основная идея проекта состоит в привлечении средств посредством продажи токенов ICOS, при чем все собранные средства направляются на покрытие расходов на проведение ICO перспективных проектов. Средства на покрытие стоимости услуг ICOBox распределяются согласно стандартным расценкам на услуги компании. Владельцы же токенов ICOS получают возможность обмена своих токенов на токены новых проектов по своему выбору в пропорции 1:4 (т.е. по сути они приобретают токены новых проектов со скидкой в 75%).
Это беспрецедентная скидка, которую не может сейчас предоставить ни одна другая компания. В обмен на возможность провести ICO без предоплаты мы получаем токены самих проектов: например, если стартапу предоставляется пакет услуг стоимостью 50 BTC, то в качестве оплаты он передает токены на сумму 200 BTC. Таким образом складывается пропорция 1:4, а, следовательно, и скидка 75%. То есть, покупая токены ICOS на $1000, вы сможете обменять их на токены других проектов стоимостью $4000.
Обмен токена ICOS можно осуществить в любое время, как при старте продаж, так и после их завершения, курс и цена при этом не изменятся. Вы получаете доступ к токенам, даже когда их уже нет на первичном рынке.
Мы тщательно отбираем заявки на проведение ICO, а лучшие проекты держатели токенов выбирают посредством голосования. Таким образом, именно держатели токенов ICOS определяют проекты, на предоставление услуг ICO которым и будут выделяться средства.
Как вы оцениваете перспективы блокчейн-технологий на украинском рынке?
Мы видим интерес украинских блокчейн-энтузиастов, и мне очень приятно, что Украина движется в этом направлении вместе со всеми развитыми странами. Украинские видеоблогеры даже выпустили несколько обзоров нашего проекта на YouTube. Я уверен, что здесь много талантливых программистов, маркетологов и финансистов, которые и дальше будут развивать эту отрасль.