Проблемы испытывают практически все финучреждения.
По состоянию на 15 мая 2015 года в Украине работают 132 банка (без учета тех, в которые введена временная администрация), из них 40 – с иностранным капиталом.
В рамках процесса очищения банковской системы в 2014-2015 гг. правление НБУ признало 48 банков неплатежеспособными (из них в 2015 г. – 15). За этот же период принято решение о ликвидации 36 банков (из них в 2015 г. – 17).
Положение у всех банков сейчас непростое. Первый квартал этого года 45 из 133 платежеспособных (на то время) украинских банков завершили с убытками. Их совокупные потери составили 18,77 млрд грн, наибольший убыток в размере 4,54 млрд грн пришелся на государственный “Укрэксимбанк”, за ним следует “Сбербанк России” – 2,03 млрд грн. Наибольшую прибыль по итогам квартала в размере 337,04 млн грн показал “Ситибанк”, следом идет “Уникомбанк” – 115,57 млн грн, третий – “Креди Агриколь” – 92,23 млн грн.
Банки во многом подкосило резкое повышение официального курса НБУ (по нему пересчитываются их балансы): им пришлось пересчитать по повышенному курсу все свои кредиты, предоставленные в валюте, и искать деньги для увеличения капиталов. Те капиталы, которые у них были, уходят на увеличение резервов, а новые нужны, чтобы выполнить норматив адекватности капитала (показывает, насколько капитала банка хватает для кредитования и операций с ценными бумагами).
Этот норматив является ключевым для банков и его в первом квартале нарушили все банки. Но Нацбанк смог договориться с МВФ об отсрочках по его выполнению – к докризисному уровню этот норматив нужно поэтапно вернуть до 1 февраля 2018 г. Также Нацбанк потребовал устранить до 2017-2019 гг остальные нарушения экономических, которые произошли из-за с падения курса гривни после 6 февраля 2015 г. Эти послабления в требованиях дадут банкам возможность улучшить их финансовое состояние.
КРЕДИТЫ. С кредитованием ситуация оставется сложной. И дело не столько в самих банках, сколько в клиентах.
В сложных макроэкономических и политических условиях банки стали более требовательным к клиентам и их залогам, а качество клиентов в кризисных условиях не может быть высоким.
Кредиты кое-как выдаются, но цена их очень высока. Кроме выдачи новых, банки занимаются и реструктуризацией уже выданных займов.
Банки также продолжают работу по сокращению собственных затрат, развивают новые технологии, делая ставку на те из них, которые упрощают отношения клиентов с банком и сокращают стоимость трансакций (для обеих сторон). В первую очередь, это интернет- и мобильный банкинг.
ДЕПОЗИТЫ. Вкладчики же продолжают активно снимать деньги со счетов – объемы депозитов уменьшаются.
Происходит это во многом уже не из-за паники, связанной с девальвацией гривни, а потому что людям просто нужны деньги для жизни.
Однако ручеек новых депозитов все-таки попадает в банки. Получаемые за их счет средства используются в основном для закрытия текущих “дыр” в балансах, а также вкладываются в безрисковые государственные ценные бумаги (внутренние облигации и депозитные сертификаты Нацбанка). Эксперты говорят, что на этом сейчас можно заработать практически так же, как и на кредитовании до кризиса.
Стараются банки заработать и на услугах, поэтому увеличивается разница в курсах покупки и продажи наличной валюты, растут комиссии и тарифы на рассчетно-кассовое обслуживание. Шагом банков навстречу клиентам, но не всем, а самым интересным, является снижение требований к доходу лиц, которые могут воспользоваться привилегированными услугами premium banking и private banking.
ВАЛЮТНАЯ РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ. С 8 мая начал действовать Меморандум по урегулированию вопроса реструктуризации валютных потребительских кредитов. Он предусматривает реструктуризацию кредитов в инвалюте, полученных под залог недвижимости, остаток по основной части которых не превышает 2,5 млн грн по официальному курсу гривни, установленному на 1 января 2015 г.
Его подписали УПБ, “Альфа-банк Украина”, “Надра”, “Михайловский”,”Приватбанк”, “Грант”, “Регион-банк”, “Дельта банк”, “ФИДО банк”, “Платинум банк”, “Креди Агриколь”. Но другие банки, имеющие наибольший портфель кредитов физлиц в инвалюте, пока не присоединились к меморандуму.
Эта мера не нравится банкам, но без нее практически невозможно вывести из тупика ситуацию с такими кредитами.
Банкиры давно просили законодателей ввести ограничение на досрочное расторжение договоров банковских вкладов, заявляя, что такое ограничение является одним из важнейших инструментов среднесрочного прогнозирования ситуации на рынке. И вот на днях Верховная Рада внесла изменение в статью Гражданского кодекса, которая определяет условия возврата депозитов.
Теперь вклады до востребования банки будут обязаны выдать по первому требованию клиента, тогда как досрочное снятие депозитов, заключенных на срок, допускается, только если такая возможность прописана в договоре. Закон этот не имеет обратной силы, поэтому все действующие срочные вклады под него не подпадают.
Ближайшее будущее
30 июня должна быть завершена первая стадия реформирования банковской системы, включающая в себя стресс-тестирование банков и подписание их владельцев плана докапитализации. После этого наступит вторая стадия, которая предусматривает перезагрузку банковской системы и усиление надзора и финансового мониторинга. За этими процессами внимательно следит МВФ.
3 июня заканчивается срок действия постановления НБУ, которым ограничивалась выдача средств с депозитов. Уже известно, что будет отменено ограничение в 150 тыс. грн. по снятию средств с гривневых счетов. Однако валютные ограничения не снимут.
По мнению Standard & Poor’s, в текущих условиях Национальный банк является основным источником фондирования и ликвидности банков. “Согласно нашему базовому сценарию НБУ продолжит предоставлять поддержку в форме ликвидности украинским банкам, соблюдающим регулятивные требования, однако мы полагаем, что способность регулятора оказывать подобную поддержку снижается”, – отмечается в аналитической записке агентства.
В настоящее время в перечне Нацбанка находится пять банков, которые государство будет поддерживать в первую очередь, это: “Приватбанк”, “Ощадбанк”, “Укрэксимбанк”, “Проминвестбанк” и “Сбербанк России”. Этот выбор определен рядом критериев, включая рыночную долю по объему активов и розничных депозитов.
Минфин разрабатывает концепцию развития государственных банков, предусматривающую, в частности, их специализацию: “Укрэксимбанк” – корпоративный сектор, “Укргазбанк” – малый и средний бизнес, “Ощадбанк” – физлица. Специализация позволит устранить конкуренцию между государственными банками и повысить их эффективность.
В соответствии с Законом о банках и банковской деятельности, при возникновении у банка определенных проблем (они перечислены в Законе) НБУ может отнести этот банк к категории проблемных. Если положение ухудшится до параметров, также указанных в Законе, то НБУ обязан отнести банк к категории неплатежеспособных. После этого Фонд гарантирования вкладов физлиц (ФГВФЛ) вводит в банк временную администрацию. Она назначается на срок до одного года, а в случае необходимости для системообразующих банков срок ее действия может быть продлен еще до одного года.
Временная администрация используется для управления банком с целью сохранения его капитала и активов, оценки реального финансового состояния и принятия мер по приведению его деятельности в соответствие с требованиями банковского законодательства, восстановления платежеспособности и ликвидности, устранения выявленных нарушений, а также причин и условий, которые привели к ухудшению финансового состояния. Но если временная администрация оценит финансовое состояние банка как критическое, то НБУ должен определить способ вывод банка с рынка – чаще всего его ликвидируют путем отзыва лицензии на банковскую деятельность.
С момента ввода временной администрации банк возвращает депозиты лишь по договорам, срок действия которых закончился, и по текущим счетам. Вклады в инвалюте переводят в гривню по курсу НБУ на день начала работы временной администрации. В этот же день прекращается начисление процентов по вкладам, сроки которых не закончились.
Все вклады возвращают в пределах гарантированной суммы, которая сейчас составляет 200 тыс. грн. Остальное могут выплатить, если останутся средства после выплат всем кредиторам банка (пока прецедента такой выплаты в Украине не было).
После принятия решения о ликвидации, все вкладчики банка могут получить свои депозиты и начисленные проценты по ним (в границах гарантированной суммы). Выплату производят коммерческие банки, выбранные Фондом гарантирования вкладов.
В начале этого года был принят закон, устанавливающий ответственность акционеров и топ-менеджмента за “упавший” банк. Он начинает работать – Генеральная прокуратура открыла уголовное производство против должностных лиц “Дельта банка”. Об этом в интервью hromadske.tv сказал начальник антикоррупционного управления Генпрокуратуры Павел Жебривский: “Как может прогореть банк, получив рефинансирование 11 млрд гривень? …или кредиты под “дутый” залог давались или что-то другое. Это предмет рассмотрения следствия, будем работать в этом направлении”.
Надежность банков
Журнал “Деньги” на протяжении последних лет составляет ежеквартальные рейтинги надежности украинских банков, активно работающих с физлицами. Начиная с итогов третьего квартала прошлого года редакции пришлось начать пересматривать методику составления рейтинга – под влиянием кризиса банки стали чаще в своих отчетах выдавать желаемое за действительное. Поэтому приходится в рейтинг добавлять новые, в том числе качественные критерии.
Так, в рейтинг I квартала текущего года был добавлен показатель объема полученного от НБУ рефинансирования – ведь чем крепче банк, тем меньше он пользуется кредитами регулятора. Использовали также результаты опроса банков относительно их готовности кредитовать новых клиентов-юрлиц. Отдельный показатель позволяет учесть то, кто является владельцами банка: государство, иностранные (россияне или из дальнего зарубежья) или украинские лица.
Напомним, что государство будет не только до конца поддерживать “свои” банки, но и гарантирует их клиентам возврат депозитов без ограничения их суммы. Иностранные акционеры могут, в случае необходимости, предоставить украинской “дочке” существенную финансовую поддержку, но оценки банкам с российскими корнями были снижены из-за санкций относительно их материнских структур и политических рисков. То есть со структурой собственности банка связаны определенные риски, которые необходимо учитывать вкладчикам и клиентам банков.
Кстати, НБУ потребовал от банков до 29 мая раскрыть имена реальных собственников и других связанных лиц. Предоставленные данные должны быть актуальны на 1 мая 2015 г.