Алексей Зинченко сумел вырастить языковый образовательный центр из одной арендованной комнаты и инвестиции в 4 тысячи долларов.
В самый разгар кризиса 2008–2009 годов Алексей Зинченко и его друг-лингвист начали свое, на тот момент небольшое дело. Друзья решили получить лицензию, которая дает право принимать экзамены на знание английского языка по системе TOEFL. Например, тесты TOEFL обязательны для неанглоязычных иностранцев, которые поступают в вузы США, Канады, Европы и Азии. Кроме того, многие зарубежные компании, работающие в Украине, принимая новых сотрудников, тоже требуют наличия подобного диплома. Тогда мало кто экзаменовал по TOEFL даже в Киеве, поэтому Алексей с товарищем стали почти первопроходцами.
Правда, с инвестициями было нелегко. Стартовые 4 тысячи долларов, которые ушли на регистрацию, аренду помещения, его меблировку, а также приобретение техники – компьютеров и гарнитур, необходимых для проведения экзаменов, друзья взяли взаймы у знакомых. Так и появился образовательный центр Grade.
Бурный взлет
Несмотря на скепсис окружающих, которые удивлялись, зачем запускать бизнес в кризис, Алексей со своим другом не прогадали. Уже спустя три года партнеры пошли на расширение и начали принимать экзамены по системе CALE – Кембриджского университета, который считается одним из наиболее престижных учебных заведений в мире, равно как и его система тестирования. «Изначально мы не совсем понимали, зачем нам вторая лицензия, так как на то время эти экзамены были непопулярны в Украине. Но сейчас осознаем, что сделали правильный шаг», – рассказывает Алексей.
Затем перечень тестов по английскому языку, которые предлагались Центром, начал расти в геометрической прогрессии: международные экзамены IELTS, GMAT (тест для поступающих на обучение MBA), академическая проверка абитуриентов Оксфорда – это далеко не полный перечень того, что предлагает Gradeсейчас. Но чем дальше – тем больше друзья приходили ко мнению, что ограничиваться одними тестами нельзя.
«Сами по себе экзамены специфические, и большинству тестируемых нужна подготовка. Причем именно подготовка к тесту, а не обучение английскому», – говорит Алексей, с легкой руки которого в том же 2011 году при Grade открылись курсы предэкзаменационной подготовки, и сейчас центр выпускает по 2–5 тыс. человек ежемесячно. Но если с тестами уже все было просто и понятно, идея создать полноценную школу английского языка появилась не сразу, так как конкурентов было предостаточно. А это означало, что нужно идти в уже освоенный другими сегмент бизнеса и толкаться локтями.
В то же время языковая школа, так или иначе, была логичным продолжением курсов. Поэтому после раздумий Алексей все-таки принял решение о создании Первого Кембриджского образовательного центра.
Конкурентам наперерез
«Обособленное название школы стало вполне осознанным решением, так как нам нужно было «отвязать» ее от центра тестирования. Это раз. И привлечь внимание, выделиться на фоне конкурентов – это два», – объясняет Алексей. Кроме того, основатели школы решили, что будут выдавать всем успешно окончившим курсы сертификат международного образца. Каким образом удалось добиться права выписывать такую «бумажку», Алексей не признается, но с большой вероятностью этому поспособствовали взаимоотношения с Кембриджем. Все сертификаты выдаются бесплатно. «На сегодняшний момент никто из конкурентов не поощряет студентов таким образом и вряд ли будет это делать в ближайшем будущем», – не без гордости говорит Алексей.
Безусловно, немалые усилия были потрачены на рекламу и продвижение. С открытием школы сразу же появился отдельный интернет-сайт, вложены деньги в его раскрутку и контекстную рекламу. Главной задачей было вывести сайт в первую десятку выдачи в поисковиках на запросы, связанные с курсами или обучением английскому языку. А вот решение открыть еще несколько образовательных центров в разных районах Киева стало, по мнению Алексея, самой большой ошибкой. Вложенные в их аренду и ремонт деньги пошли прахом, так как студенты предпочитали ездить в центральный офис школы.
Демпинг или заработок?
Создатели образовательного центра не скрывают, что ради его продвижения они не гнушаются демпингом, снижая ценники. «Мы всегда готовы жертвовать личными доходами, чтобы убедить клиента в том, что у нас лучше, чем где-либо. Это работа на перспективу. Сейчас нам нужно привлечь максимальное количество людей, создать «сарафанное радио». Конечно же, мы много вкладываем в сервис и качество, но цена в нашей стране – определяющий фактор», – рассуждает Алексей.
В качестве организационной формы своего бизнеса партнеры выбрали общество с ограниченной ответственностью, так как это одно из основных требований, которое выдвигается для получения лицензии от Кембриджа. Это не означает, что школу английского языка невозможно вести, будучи обычным предпринимателем. Но тогда на международные сертификаты рассчитывать не стоит. Вообще, лицензирование – это бесплатная, но длительная процедура, которая занимает около года. Причина в том, что лицензиат проходит жесткий аудит.
Налоги Алексей платит, находясь на 3-й группе «упрощенки», выбрав ставку в 5% оборота без НДС. На прибыль удалось выйти уже через год, но весь свой заработок партнеры вкладывают в развитие бизнеса. Общий годовой оборот компании уже перевалил за несколько миллионов гривен. Персонал составляет около полусотни человек, а арендованный офис из одной комнаты разросся до помещения в 450 квадратных метров.
Одна из ключевых проблем бизнеса – преподавательский состав. Требования к учителям высокие, и соответствовать им сложно, из-за чего далеко не все сотрудники приживаются в компании. Выйти из ситуации Алексей решил оригинальным способом, запустив в центре Gradeновый курс, направленный на обучение преподавателей английского языка. Таким образом удастся убить «двух зайцев»: развить новое направление бизнеса и подобрать преподавателей для языковой школы.
Также Алексей отмечает, что до недавнего времени бизнес рос настолько стремительно, что нормальное планирование попросту отсутствовало. «Иногда нам не хватало времени просто сесть все и посчитать. Иначе мы бы заранее поняли, что в определенные проекты и вовсе не стоило инвестировать и рисковать», – говорит соучредитель языковой школы. Именно поэтому, каким бы процветающим ни был бизнес, всегда нужно опускаться на землю и планировать свою деятельность. Иначе, по мнению Алексея, рано или поздно ошибочное решение заведет в тупик.
Возможный бизнес-план по созданию школы английского языка
Статья расходов | Сумма, тыс. грн. |
РАЗОВЫЕ ЗАТРАТЫ: | |
регистрация ООО | 2 |
создание веб-сайта и его оптимизация | 10 |
меблировка офиса, проведение Интернета, покупка техники | 23 |
ИТОГО | 35 |
ЕЖЕМЕСЯЧНЫЕ ЗАТРАТЫ | |
Зарплата: | |
4 преподавателя | 24 |
бухгалтер (на полставки) | 3 |
менеджер | 5 |
руководитель | 10 |
Продвижение сайта и реклама | 10 |
Налоги* | 5 |
Аренда офиса и его содержание | 15 |
ИТОГО В МЕСЯЦ | 72 |
ИТОГО ЗА ГОД, включая стартовые затраты | 899 |
ДОХОДЫ СРЕДНЕМЕСЯЧНО** | 120 |
ИТОГО ДОХОДОВ ЗА ГОД | 1440 |
* При условии, что компания работает на упрощенной системе налогообложения и платит налоги за работников – ЕСВ и НДФЛ.
** Обучаем 12 групп студентов по 10 человек с оплатой 1000 грн. в месяц с человека.
Авторы: Вера Новикова
Источник: Деньги