В ресторане одновременно используются два РРО. В середине рабочего дня 2 февраля произошла поломка одного из РРО, и он был отвезен в центр сервисного обслуживания. Выполнить операцию «служебная выдача» на сумму полученной за этот день выручки, а также распечатать Z-отчет, естественно, не удалось. Можно ли выручку из вышедшего из строя РРО внести операцией «служебное внесение» во второй (рабочий) РРО, а когда отремонтированный РРО будет возвращен, внести в него полученную в день поломки выручку, также проведя операцию «служебное внесение»? Расчетные квитанции вместо вышедшего из строя РРО в ресторане не использовались, а возврат РРО из ремонта и восстановление его работы произошли 4 февраля.

Предложенный способ обращения с выручкой в данной ситуации категорически не подходит. Нужно было поступить следующим образом.

Во-первых, 2 февраля следовало изъять все денежные средства – выручку и разменную монету – с места проведения расчетов (вышедшего из строя РРО), оформив расчетную квитанцию (РК): для этого в ее корешке делается отметка «служебная выдача» (пп.7 п.2 р. III Порядка ведения КУРО и РК(1)).

Во-вторых, 2 февраля нужно было оформить РК на сумму полученной до поломки РРО выручки. Это единственный способ осуществить в данной ситуации оприходование выручки. При этом следовало заполнить графы 5–7 раздела 2 книги учета расчетных операций (КУРО) согласно абзацу третьему п.2.6 Положения № 637(2), а также примечанию 2 приложения 1 к Порядку ведения КУРО и РК.

Как поступить с изъятой выручкой, зависит от того, как в ресторане организована кассовая работа. Выручку можно сдать в банк или головную кассу (если ресторан является обособленным подразделением предприятия), а уже из кассы отвезти в банк. Внесение выручки из сломанного РРО в рабочий РРО (как предлагает автор вопроса) ничего не даст: он «воспримет» ее не как выручку этого дня, а как наличность, не связанную с проведением расчетных операций. Ведь выручку из сломанного РРО при заполнении КУРО рабочего РРО придется записать в графу 3 раздела 2. В этой графе отражается движение всех денежных средств, находящихся на месте проведения расчетов, а не оприходование выручки, для чего предназначены графы 5–7 раздела 2 КУРО, как было сказано выше.

Второго февраля также необходимо было заполнить графы 1–7 раздела 3 КУРО. В графы 1 и 2 внести номера фискальных чеков по контрольной ленте: первого на начало рабочего дня, когда произошла поломка РРО, и последнего перед выходом РРО из строя. А в графах 3–7 указать номер расчетной книжки, в которой находятся использованные РК, и данные этих квитанций (номера, примерное время и дата заполнения). Даже если ресторан не применял РК для оформления расчетов с потребителями, РК, использованные для выполнения операции «служебная выдача» (изъятия общей суммы наличности с места проведения расчетов) и оформления суммы выручки, полученной до поломки РРО, необходимо учесть в общем порядке (пп.9 п.4 р. II Порядка ведения КУРО и РК).

В-третьих, 4 февраля прежде всего следовало проверить, не обнулилась ли оперативная память РРО, то есть не исчезли ли из нее данные о расчетных операциях, проведенных в день, когда произошла поломка. Проверку можно осуществить, распечатав Х-отчет. Если оперативная память обнулилась, то согласно п.9 р. III Порядка применения РРО(3) нужно с помощью контрольной ленты восстановить в РРО все расчетные операции, проведенные с начала рабочего дня и до момента поломки, которые «выпали» из памяти РРО, а затем выполнить Z-отчет. Если обнуление памяти не произошло, то после проверки этого факта нужно сразу выполнить Z-отчет. Номер первого Z-отчета, выполненного после возобновления работы отремонтированного РРО, указывается в графе 8 раздела 3 КУРО.

В заключение подчеркнем: даже если субъект предпринимательства не планирует осуществлять расчеты с потребителями с применением РК во время ремонта РРО, расчетная книжка все равно должна быть зарегистрирована. Если работа РРО не будет восстановлена в течение рабочего дня и Z-отчет выполнить не удастся, то РК на общую сумму полученной выручки будет единственным основанием для ее оприходования. И только с ее помощью можно будет избежать штрафа за неоприходование наличности в пятикратном размере по Указу № 436(4).

Татьяна СУШАЛЬСКАЯ, редактор


(1)Порядок регистрации и ведения расчетных книжек, книг учета расчетных операций, утвержденный приказом Миндоходов Украины от 28.08.2013 г. № 417 (прим. ред.).

(2)Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления НБУ от 15.12.2004 г. № 637 (прим. ред.).

(3)Порядок регистрации и применения регистраторов расчетных операций, применяемых для регистрации расчетных операций за товары (услуги), утвержденный приказом Миндоходов Украины от 28.08.2013 г. № 417 (прим. ред.)

(4)Указ Президента Украины от 12.06.95 г. № 436/95 «О применении штрафных санкций за нарушение норм по регулированию обращения наличности» (прим. ред.).

Источник: chp.com.ua

You may also like

Leave a reply