17 из 58 страховщиков — членов Моторного (транспортного) страхового бюро Украины (МТСБУ) подписали соглашение о прямом урегулировании убытков по Обязательной страховой гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств (ОСГПО).
По мнению юриста департамента судебной практики ЮК «Алексеев, Боярчуков и партнеры» Вадима Баранова, система прямого урегулирования удобна как клиентам страховых компаний, так и самим страховым компаниям.
«Клиентам это дает возможность выбора страховой компании, которая будет осуществлять выплату, а страховым компаниям – возможность проводить между собой взаимозачеты по осуществленным страховым выплатам. Необходимо обратить внимание, что данная система выгодна только в случае наличия полисов ОСГПО у обоих участников ДТП», – подчеркивает Вадим Баранов.
Напомним, система прямого урегулирования убытков состоит в том, что пострадавший в ДТП водитель может получить страховое возмещение не от «чужой» СК, как это происходит сейчас, а от той, в которой застрахован он. То есть по новой схеме страховая компания должна выплатить «своему» пострадавшему возмещение в размере полученного материального ущерба с последующей компенсацией этой суммы (всей или части) за счет компании виновника через уполномоченный банк.
По словам юриста, главным риском для СК и их клиентов является то, что механизм системы прямого урегулирования не прописан в украинском законодательстве, и это может иметь серьезные последствия для участников рынка.
«Главный вопрос в том, что пока непонятно, каким образом будет проводиться оценка нанесенного ущерба и кто ее будет проводить в случае использования механизма прямого урегулирования, ведь законом урегулировано лишь проведение оценки в случае обращения потерпевшего в страховую согласно нормам закона», – констатирует Баранов.
А вот проблемы в том, что соглашение о прямом урегулировании убытков подписало только 50% страховщиков рынка ОСГПО, юрист департамента судебной практики ЮК «Алексеев, Боярчуков и партнеры» не видит – выплаты потерпевшим в ДТП как проводились, так и будут проводиться.
«На сегодняшний день выплату потерпевшему клиенту, в том случае если у виновника нет полиса ОСГПО, проводит МТСБУ. Законом пока не предусмотрен другой механизм проведения таких выплат. Необходимо также обратить внимание на следующее – в случае проведения страховой выплаты страховая компания приобретает право регресса к виновнику, а именно – право требовать уплаченную сумму от виновника ДТП. Поэтому особой разницы в том, будет ли это МСТБУ или отдельная страховая компания, нет», – подчеркивает Вадим Баранов.
При этом юрист отмечает, что система прямого урегулирования убытков не может нивелировать страхование КАСКО.
«КАСКО является более расширенным страховым покрытием. КАСКО покрывает полную рыночную стоимость транспортного средства, а также может включать в себя любые повреждения, которые транспортное средство может получить в процессе эксплуатации. КАСКО покрывает повреждение транспортного средства в ДТП даже в случае вины водителя. Размер страховой суммы по полисам ОСАГО определяет Госкомиссия по регулированию финансовых рынков, как и стоимость полиса. Также ОСАГО покрывает лишь ответственность виновного в ДТП лица перед потерпевшими», – резюмирует Вадим Баранов.