Что нужно знать предпринимателям и предприятиям о работе с РРО? Основные сведения в вопросах и ответах.

Нормативная база:

  • Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы» № 71-VIII от 28.12.2014 г. (далее Закон № 71);
  • Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.1995г. № 265/95-ВР (далее – Закон № 265);
  • Порядок технического обслуживания и ремонта регистраторов расчетных операций, утвержденный постановлением КМУ от 12.05.2004 г. № 601 (далее –Порядок № 601);
  • Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте Украины, утвержденное постановлением Правления НБУ № 637 от 15.12.2004 г. (далее –Положение № 637).

По теме:

Памятка пользователя кассового аппарата РРО. От приобретения РРО к формированию Z-отчета

Як використовувати РРО: інструкція в інфографіці

Реєстрація реєстраторів розрахункових операцій (РРО) в органах державної фіскальної служби (органи ДФС)

Как зарегистрировать РРО

Типові помилки при користуванні РРО


 

Кому требуется использовать РРО?

Закон № 71 расширил сферу применения регистраторов расчетных операций (далее — РРО) — кассовых аппаратов и фискальных регистраторов. Согласно Закону № 265, с изменениями, внесенными Законом № 71 РРО теперь обязаны применять:

  • предприятия торговли и общественного питания;
  • предприятия, учреждения и организации, оказывающие услуги;
  • плательщики единого налога второй и третьей группы, которые осуществляют деятельность в сфере розничной торговли, общественного питания, а также и деятельность по оказанию услуг (кроме плательщиков второй и третьей групп, которые занимаются деятельностью на рынках, при продаже товаров мелкорозничной торговой сети через средства передвижной сети);
  • коммерческие агенты банков при осуществлении операций по приему наличности для дальнейшего ее перевода (п. 2 ст. 9 Закона № 265);
  • при осуществлении операций по купле-продаже иностранной валюты в случае, если эти операции выполняются в кассах уполномоченных банков.

В какие сроки нужно начать использовать РРО предпринимателям второй и третьей групп? 

Закон № 71 устанавливает такие сроки применения РРО для:

  • плательщиков единого налога третьей группы — с 01.07.2015 г.;
  • плательщиков единого налога второй группы — с 01.01.2016 г. 

Напомним, что к третьей группе плательщиков единого налога с 1 января 2015 года относятся предприниматели с годовым оборотом до 20 млн. грн., а также плательщики единого налога, ранее относившиеся к четвертой, пятой и шестой группам.  

Какая ответственность, если РРО не будет установлен в предусмотренный законодательством срок?

Согласно п.1 ст. 17 Закона № 265 за непроведение расчетных операций через РРО с фискальным режимом работы в случаях, определенных этим законом, штрафные санкции применяются в таких размерах:

  • за нарушение, совершенное впервые — 1 гривна;
  • за нарушение, совершенное во второй раз — 100% стоимости проданных с нарушениями, установленными этим подпунктом, товаров (услуг);
  • за каждое последующее совершенное нарушение — в пятикратном размере стоимости проданных с нарушениями, установленными настоящим подпунктом, товаров (услуг).

Временно до 1 июля 2015 года субъекты хозяйствования освобождаются от санкций за нарушение требований Закона № 265:

  • при оказании услуг в случае проведения расчетов в кассах с оформлением приходных и расходных кассовых ордеров и выдачей соответствующих квитанций, подписанных и удостоверенных печатью в установленном порядке;
  • при осуществлении операций купли-продажи иностранной валюты в случае, если эти операции осуществляются в кассах уполномоченных банков с оформлением расчетных документов согласно нормативным актам НБУ, и операций коммерческих агентов банков по приему наличности для дальнейшего ее перевода;  
  • при продаже товаров в системах электронной торговли (коммерции).

Предпринимателей третьей группы могут проверять по вопросам использования РРО уже после 1 июля 2015 года; предпринимателей второй группы после 01.01.2016 года.

Закон № 71 предусматривает освобождение от проверок порядка применения РРО плательщиков единого налога второй и третьей групп в случае, если предприниматели в период с 01.01.2015 г. до 30.06.2015 г. начнут применять зарегистрированные, опломбированные в установленном порядке и переведенные в фискальный режим работы РРО. При этом предприниматели освобождаются от проведения проверок по вопросам соблюдения порядка применения РРО до 1 января 2017 года.

Как правильно купить РРО?

Приобретая РРО, субъект хозяйствования должен помнить, что в соответствии с пунктом 10 Порядка № 601, продавец во время продажи РРО обязан:

  • в присутствии покупателя проверить наличие эксплуатационных документов и целостность пломб производителя, соответствие его комплектности эксплуатационным документам;
  • сделать запись в паспорте (формуляре) о дате продажи, скрепить ее подписью уполномоченного лица продавца и штампом предприятия, осуществляющего такую продажу;
  • выдать покупателю документы, удостоверяющие факт покупки и содержащие перечень центров сервисного обслуживания (далее — ЦСО), которые заключили с производителем (поставщиком) договор о техническом обслуживании и ремонте этой модели регистратора.

Напомним, что с 1 января 2015 года разрешается первичная регистрация лишь РРО, которые создают контрольную ленту в электронной форме, и электронных таксометров, автоматов по продаже товаров (услуг), регистраторов расчетных операций по купле-продаже иностранной валюты (п. 8 р. ІІ «Заключительные положения» Закона № 265).

Что нужно приобрести для начала работы с РРО?

Чтобы использовать РРО, субъект хозяйствования должен иметь на месте продажи книгу учета расчетных операций (КУРО) и расчетную книжку (РК). На период выхода из строя РРО или в случае отключения электроэнергии расчетные операции проводятся с использованием КУРО и РК.

В КУРО отражаются данные об осуществленных операциях за день на основании распечатанных и подклеенных в КУРО ежедневных отчетов. Перед началом использования книги УРО и РК их необходимо зарегистрировать в налоговых органах.

Какую отчетность представляют субъекты, использующие РРО?

Пунктом 7 статьи 3 Закона № 265 предусмотрено, что:

  • субъекты хозяйствования, использующие РРО (кроме электронных таксометров, автоматов по продаже товаров (услуг) и РРО, применяемых для учета и регистрации операций по купле-продаже иностранной валюты), должны представлять в органы государственной налоговой службы по проводным или беспроводным каналам связи электронные копии расчетных документов и фискальных отчетных чеков, содержащиеся на контрольной ленте в памяти РРО или в памяти модемов, которые к ним присоединены.
  • субъекты хозяйствования, использующие такие РРО, как электронные таксометры, автоматы по продаже товаров (услуг), и РРО, применяемые для учета и регистрации операций по купле-продаже иностранной валюты, должны представлять в органы государственной налоговой службы по проводным или беспроводным каналам связи информацию об объеме расчетных операций, выполненных в наличной и/или в безналичной форме, либо об объеме операций по купле-продаже иностранной валюты, содержащуюся в фискальной памяти указанных РРО.

Лица, не указанные в первых двух пунктах, подают отчетность, связанную с применением РРО и РК по форме № ЗВР-1 не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным. Согласно Инструкции по заполнению «Отчета об использовании регистраторов расчетных операций и книг учета расчетных операций (расчетных книжек) по форме № 3ВР-1», приведенной в приложении 2 к Порядку представления отчетности, связанной с применением РРО или использованием расчетных книжек, утвержденному приказом ГНАУ от 01.12.2000 № 614, отчет по форме № ЗВР-1 составляется в разрезе всех РРО, зарегистрированные предприятием и в разрезе книг УРО, зарегистрированных на хозяйственную единицу, которые использовались в течение отчетного месяца.

Отчет по форме № ЗВР-1 необходимо подавать в органы фискальной службы независимо от того, использовался РРО в отчетном месяце или нет.

Субъекты, предоставляющие в органы ГФС по проводным или беспроводным каналам связи электронные копии расчетных документов и фискальные отчетные чеки РРО согласно Порядку, утвержденному приказом Минфина от 08.10.2012 № 1057, отчет по форме № ЗВР-1 не подают. При этом такие субъекты хозяйствования не освобождаются от ежедневной распечатки и хранения фискальных отчетных чеков.

До 1 января 2016 года разрешено использование электронных контрольно-кассовых аппаратов (ЭККА), введенных в эксплуатацию до 1 января 2015 года, при условии, что они создают контрольную ленту в печатном виде и подают в органы ГФС по проводным или беспроводным каналам связи только информацию об объеме расчетных операций в наличной и/или в безналичной форме. При этом до 1 января 2016 года разрешается не подавать электронные копии расчетных документов.

Как проводить через РРО продажи через интернет-магазины (онлайн расчеты)?

При осуществлении расчетов за товары (услуги) субъекты хозяйствования обязаны применять РРО в том числе и при осуществлении безналичных расчетов с использованием сети Интернет. При этом расчетные документы при продаже товаров (услуг) через сеть Интернет выдаются в случае их непосредственного предоставления потребителю.

В то же время, по мнению ГФС, в случае, если не определено место расчетов, проведенных на основании счета в безналичной форме с помощью платежных карт Visa и MasterCard при оказании информационно-консультационных услуг, получении компьютерных и других программ с помощью сети Интернет, РРО не используется (см. письмо ГФС от 30.03.2015 р. № 6556/6/99-99-22-07-03-15).

По аналогии с указанным мнением ГФС, поскольку документы по операциям с использованием электронных платежных средств имеют статус первичных документов бухгалтерского учета (банковская выписка), считаем, что при проведении онлайн расчетов через интернет-магазины за товары или услуги с помощью платежных карт Visa и MasterCard использования РРО не требуют.

Можно ли приобрести РРО, но не переводить его в фискальный режим?

Перевод РРО в фискальный режим обеспечивает безусловное выполнение фискальных функций, то есть единовременное внесение, долгосрочное хранение в фискальной памяти, многоразовое считывание и невозможность изменения итоговой информации об объеме расчетных операций, выполненных в наличной и/или в безналичной форме (с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т. п.), или об объеме операций по купле-продаже иностранной валюты (ст. 2 Закона № 265).

Поэтому приобретенный РРО следует перевести в фискальный режим работы. Эту функцию берет на себя центр сервисного обслуживания (ЦСО), с которым субъект хозяйствования заключает договор обслуживания РРО.ЦСО переводит РРО в фискальный режим работы и заносит выданный ГФС фискальный номер в фискальную память РРО. Фискализация проводится один раз за весь период эксплуатации РРО. При этом РРО должен обеспечить невозможность последующего выхода из фискального режима работы (п. 1 р. ІІ Порядка регистрации и применения регистраторов расчетных операций, применяемых для регистрации расчетных операций за товары (услуги), утвержденного приказом Миндохов от 28.08.2013 № 417).

Как выбрать подходящий кассовый аппарат?

К РРО относятся:

  • электронный контрольно-кассовый аппарат;
  • электронный контрольно-кассовый регистратор;
  • компьютерно-кассовая система;
  • электронный таксометр;
  • автомат по продаже товаров (услуг).

Выбирая модель РРО, стоит учитывать такие факторы:

  1. Выбранная модель РРО должна быть внесена в Госреестр РРО, а программное обеспечение должно соответствовать конструкторско-технологической и программной документации производителя (ст. 12 Закона № 265).
  2. Выбранная модель РРО должна соответствовать сфере, где она будет использоваться (РРО в киоске, магазине или такси, скорее всего, будут разными).

Чем следует руководствоваться при выборе кассового аппарата или фискального регистратора?

Если в магазине маленький товарооборот, подойдет кассовый аппарат средней функциональности. Чем шире выбор товара в магазине, тем больше должна быть память у кассового аппарата. Для большого продуктового магазина, продающего товары на вес, нужны электронные весы. Для магазина с большим количеством наименований пригодится сканер штрих-кода.

Если посетителей за день бывает много, нужна высокая скорость печати чеков.

Немалую роль играет бесшумная работа термопринтера (не отвлекает и не раздражает покупателей и сотрудников).

Если нет возможности подключить аппарат к электросети, тогда надо искать модель со встроенным аккумулятором. Такое портативное устройство удобно для такси, курьеров, других видов деятельности, связанных с передвижением.

Сейчас распространены кассовые аппараты со встроенным GSM/GPRS-модемом для тех торговых точек, где нет проводного интернета, или которые удобно использовать курьерам при приеме средств с выездом к клиенту.

Производитель всегда указывает технические особенности кассового аппарата, с которыми необходимо ознакомится при выборе.

В отличие от кассового аппарата, фискальный регистратор самостоятельно работать не может, у него нет клавиатуры и дисплея, поэтому ему необходим персональный компьютер с установленной управляющей программой (например, 1С). Основным преимуществом фискального регистратора является одновременное проведение операции по приему средств в учетной бухгалтерской базе и в фискальном регистраторе, тогда как обычная модель кассового аппарата не обменивается сведениями с бухгалтерской базой.

Скачать памятку в формате pdf

 

Источник: kievbusinesscentre.com.ua

You may also like

Думка експерта

Як розрахувати частку сільгосптоваровиробництва та не втратити статус платника єдиного податку IV групи?

Хто має подавати Розрахунок частки сільгосптоваровиробництва? Сільгосптоваровиробники (юридичні особи) для переходу на спрощену систему оподаткування ...

Leave a reply