Народный депутат, глава Всеукраинского объединения малого и среднего бизнеса Фортеця – о том, как предпринимателям отбиться от нападок проверяющих.
Плановые проверки никто не отменял. И контролирующие органы могут приходить, если предприятие значится в их плане. Мораторий де-юре есть, но де-факто практически отсутствует, его действие распространяется только на подразделения МЧС. И даже при моратории внеплановые ревизии возможны, по согласованию с Государственной регуляторной службой.
Основанием для проведения проверки, согласно Закону об основных принципах государственного надзора (контроля), является удостоверение (направление). А фискалы, действия которых регламентирует Налоговый кодекс, обязаны иметь на руках план проведения проверки, и перечень вопросов.
Что касается изменений в трудовое законодательство и новых драконовских штрафов, то предприниматели сообщают о проверках, но выписанных штрафов пока не присылали. Несмотря на это, над всеми работодателями висит дамоклов меч – санкции в размере до десятков и сотен тысяч гривен. Максимальный размер штрафа достигает 320 тыс грн.
Предприниматели боятся проверок, понимают: согласно новым правилам чиновники могут приходить на предприятия к кому хотят и когда хотят, ведь 320 тысяч – это штраф за недопуск к проверке, даже если она незаконная. Причем проверять выполнение трудового законодательства с этого года имеют право не только инспекторы по труду, но и фискалы, и представители органов местного самоуправления.
На случай если к предпринимателю нагрянули ревизоры, нужно иметь журнал учета проверок, чтобы регистрировать всех контролеров. Пришел на предприятие – пожалуйста, запиши имя и фамилию, номер удостоверения, точное название органа власти и т.д. Эти данные должны совпадать с тем, что указано в удостоверении и направлении на проверку.
Если чиновник говорит, что он не может оставить направление, следует сделать ксерокопию. И по возможности выделить для проверяющего отдельную комнату, желательно подальше от приемной директора и бухгалтерии, где он сможет получить много дополнительной информации о работе компании.
У каждого органа власти свои права и обязанности, в том числе в отношении проведения проверок. И каждый контролирующий орган имеет право проверять лишь то, что предусмотрено в направлении на проверку.
При выдаче документов контролерам желательно делать опись, номеровать документы. Лучше всего выдавать их утром, а забирать вечером. Это формальности, но при определенных обстоятельствах они помогут защитить деньги и нервы. Бывает, документы теряются, по неосторожности или умышленно. Когда весь документооборот фиксируется, намного проще доказать правоту в споре с контролерами, а часто даже не возникнет такой необходимости.
Еще один механизм защиты – это договор на хранение документов у адвоката. Когда на предприятии “маски-шоу”, им просто нечего забирать.
Можно ли сотрудников контролирующих органов заставить отвечать за незаконные действия? Да, можно, но для этого нужно фиксировать их действия. После проведения проверки при получении акта необходимо обязательно указать замечания к нему, а только потом акт подписывать. Если сложно сразу сформулировать замечания, можно написать, что не согласны с результатами проверки и указать короткий срок, в который отдельно будут отправлены разъяснения (лучше отправлять документы заказным письмом с описью вложенного).
Также в законе предусмотрена норма, об ответственности чиновников финансовой за действия или бездействия, которые привели к убыткам на предприятии. Эту норму еще в прошлом созыве инициировала я, и она касается тех органов, которые проводят проверки согласно Закону об основных принципах государственного надзора (контроля). По налоговикам и таможенникам мой законопроект №1265 давно находится в Верховной Раде, поддержан профильным комитетом, но так и не вынесен в сессионный зал.
Итого, резюмируя, алгоритм действий предприятия или предпринимателя в случае проверки выглядит так:
- регистрация в журнале;
- тщательная проверка документов, с которыми пришел проверяющий;
- если есть документы, которые сложно восстанавливать, заключение договора на их хранение у адвоката;
- отдельное помещение для проверяющего, где у него не будет доступа к сотрудникам и документам;
- передача проверяющим документов по описи;
- для снятия ответственности с бухгалтеров или других уполномоченных на работу с проверяющими работников, иметь приказ по предприятию, который регламентирует порядок на предприятии и условия проведения проверок, особенности документооборота;
- проинструктировать менеджмент предприятия, бухгалтеров, как себя вести в случае проверок;
- никогда ничего не объяснять проверяющим. Объясняя, тем самым дается дополнительная информация, которая потом будет использована при составлении акта;
- если не согласны с результатами проверки, обязательно это необходимо до подписания указать в акте. Детальные объяснения можно приложить позже.
Добавлю, что сейчас обсуждается проект постановления Кабмина, который дает неограниченные полномочия инспекторам по труду. Но против него уже выступило всеукраинское объединение предпринимателей Фортеця: мы категорически против расширения прав проверяющих.
Вообще, если предприниматель на все согласен, его съедят. Шансы остаться в живых есть лишь тогда, когда ты сам этого хочешь и что-то делаешь, чтобы защититься.
Народный депутат,
глава Всеукраинского объединения малого и среднего бизнеса Фортеця
Оксана Продан.
Текст является личной точкой зрения автора.
Источник: dengi.ua