Задачами налоговой реформы Министерства финансов Украины, о которой мы много слышали в течение полугода, являются нейтральность, простота, платежеспособность, а также инвестиционная привлекательность. Однако читая текст нового НКУ, который на днях наконец-то предоставлен к ознакомлению всем желающим, можно заметить “мелочи”, о которых Минфин умолчал в своей презентации
Общее впечатление от документа двоякое. Структура нового кодекса другая, но текст НКУ местами дублируется целыми статьями и группами статей. Анализировать документ тяжело именно из-за необходимости поиска аналогичной статьи в старом тексте, и выяснения, нет ли запятой в другом месте, не переписаны ли некоторые слова. На первый взгляд, кажется, что все иначе, но, наверное, не было смысла переписывать весь текст, если он уже принципиально написан. Новизна Налогового кодекса — видимость, чтобы стереть подпись Януковича с этого документа и поставить подпись истинного реформатора. Что ж, надо так надо. Теперь — по сути.
Увеличены штрафы
Видимо, с целью усиления ответственности за нарушения, налогоплательщикам удвоили штрафы за достаточно безобидные нарушения, например, вследствие бухгалтерской ошибки или из-за сведений, полученных с опозданием. На данный момент штраф 510 грн и 1020 грн за повторное нарушение и так являются существенными. Но разработчики НКУ решили, что налогоплательщики не обеднеют, куда денутся, заплатят по всей строгости.
Например, неподача или нарушение подачи сведений для формирования и ведения Госреестра физлиц налогоплательщиков сейчас предусматривает ответственность 85 грн и повторно 170 грн.
…121.1. Неподання або порушення порядку подання платником податків інформації для формування та ведення Державного реєстру фізичних осіб — платників податків, передбаченого цим Кодексом, — тягнуть за собою накладення штрафу у розмірі 850 гривень. Ті самі дії, вчинені платником податків, до якого протягом року було застосовано штраф за таке саме порушення, — тягнуть за собою накладення штрафу у розмірі 1700 гривень.
Неподача отчетности — 510-1020 грн. Проект изменений предлагает следующее:
…121.2. Неподання, подання з порушенням встановлених строків, подання не у повному обсязі, з недостовірними відомостями або з помилками податкової звітності про суми доходів, нарахованих (сплачених) на користь платника податків, суми утриманого з них податку, якщо такі недостовірні відомості або помилки призвели до зменшення та/або збільшення податкових зобов”язань платника податку та/або до зміни платника податку — тягнуть за собою накладення штрафу у розмірі 1020 гривень. Ті самі дії, вчинені платником податків, до якого протягом року було застосовано штраф за таке саме порушення, — 198 тягнуть за собою накладення штрафу у розмірі 2040 гривень.
Ответственность за нарушение сроков хранения документов, например (ст. 121 НКУ), усилена в 10 раз. Сейчас это стандартные суммы 510 и 1020 грн. Минфин решил не мелочиться.
…126.1. Незабезпечення платником податків зберігання первинних документів, облікових та інших регістрів, бухгалтерської та статистичної звітності, інших документів з питань обчислення і сплати податків та зборів протягом установлених статтею 45 цього Кодексу строків їх зберігання та/або ненадання платником податків контролюючим органам оригіналів документів (крім документів, отриманих з Єдиного реєстру податкових накладних) чи їх копій при здійсненні податкового контролю у випадках, передбачених цим Кодексом, — тягнуть за собою накладення штрафу в розмірі 5100 гривень. Ті самі дії, вчинені платником податків, до якого протягом року було застосовано штраф за таке саме порушення, — тягнуть за собою накладення штрафу в розмірі 10200 гривень.
За нарушения ТЦО размеры штрафов предложено оставить без изменений, но они и так высокие.
Чтобы выплатить чистую прибыль, предприятию придется заплатить более 40%
Формула “все по двадцать” была воспринята разработчиками проекта НКУ слишком буквально. Поэтому фактически налог на чистую, выплаченную прибыль составит по проекту не 20%+5%+1,5% военный сбор (хотя замминистра финансов Елена Макеева именно это освещала в своих интервью), а 20% (налог на прибыль)+20%(НДФЛ), то есть 40%. И кроме того, военный сбор в 2016 году остается без изменений.
Остается небольшая вероятность, что это прокол наборщиков текста, но я бы не обольщалась. Давайте считать вместе.
Прибыль
147.1. Базова (основна) ставка податку становить 20 відсотків.
НДФЛ
Стаття 161. Ставки податку
161.1. Ставка податку становить 20 відсотків бази оподаткування щодо доходів, нарахованих (виплачених, наданих) (крім випадків, визначених у пунктах 161.2-161.3 цієї статті) у тому числі, але не виключно у формі: заробітної плати, інших заохочувальних та компенсаційних виплат або інших виплат і винагород, які нараховуються (виплачуються, надаються) платнику у зв”язку з трудовими відносинами та за цивільно-правовими договорами, пасивних доходів.
161.2. Ставка податку становить 5 відсотків бази оподаткування у випадках, прямо визначених цим розділом.
161.3. Ставка податку може становити 0 відсотків бази оподаткування у випадках, прямо визначених цим розділом.
То есть видим, что пониженные ставки все же предусмотрены для отдельных операций.
Теперь сам порядок налогообложения:
164.7. Оподаткування дивідендів.
164.7.4. Доходи, зазначені в цьому пункті, остаточно оподатковуються податковим агентом під час їх нарахування платнику податку за ставкою, визначеною пунктом 161.1 статті 161 цього Кодексу.
Ошибка это или нет — мы не знаем, одно можно сказать: выплата чистой прибыли собственнику бизнеса в нашей стране в свете этих нововведений никого не заинтересует.
Запрет экспортно-импортных товарных операций для предпринимателей группы “Б”, единый налог
Предприниматели группы “Б” в соответствии с проектом НКУ не вправе будут осуществлять экспортно-импортные операции по ввозу и вывозу товаров за рубеж по любым видам договоров. То есть если бизнесмен хочет делать закупки или поставки за рубеж — он должен открыть предприятие.
Странный запрет, поскольку НДС и все обязательные платежи предприниматели-единщики также оплачивают на таможне, как и прочие субъекты, только эти расходы фактически увеличивают себестоимость товара и возмещению не подлежат.
262.5. Не можуть бути платниками єдиного податку групи “А” та групи “В”:
262.5.1. фізичні особи — підприємці, які здійснюють:
11) зовнішньоекономічні операції з імпорту товарів із ввезенням (або без ввезення) їх на територію України за будь-якими видами зовнішньоекономічних договорів (контрактів).
РРО для единщиков: ужесточение условий
Если сейчас предприниматели 2-3 групп обладают индульгенцией в отношении обязанности применять РРО при условии, что их доход за год не превысил 1 миллион гривень, то с 2016 года таких преференций больше не предполагается. С июля 2016 года предположительно для всех субъектов — и единщиков в частности (кроме торговли на рынках и мастерских) — принятие наличных будет равно использованию РРО.
268.11. Реєстратори розрахункових операцій застосовуються платниками єдиного податку у такому порядку:
платниками єдиного податку групи “А” — з 1 січня 2019 року;
платниками єдиного податку групи “B”, які сплачували єдиний податок у 2015 році у складі другої групи платників єдиного податку у редакції цього Кодексу, що діяла до 1 січня 2016 року, — з 1 січня 2016 року, а для всіх інших платників єдиного податку цієї групи — з 1 липня 2016 року.
Среди слоганов налоговой реформы в презентации Минфина звучит фраза — “радикальное восстановление справедливости”. Похоже, взгляд на справедливость у каждого свой.
Автор: Александра Томашевская Налоговый консультант Киевского центра поддержки и развития бизнеса.
Источник: chp.com.ua