Пожалуй, одним из самых актуальных вопросов для плательщиков единого налога с начала этого года стал вопрос обязательного применения регистраторов расчетных операций (РРО). Поэтому на страницах газеты мы уделяем ему большое внимание и рассматриваем различные аспекты. Но и налоговая служба не стоит в стороне: в предвкушении появления большого количества неопытных пользователей РРО пытается максимально расширить их круг.
Наши читатели уже знают, что применять РРО при наличных расчетах единщики третьей группы обязаны с 1 июля 2015 года, а второй группы – с 1 января 2016 года. Как и ранее, работать без РРО вправе единщики первой группы, основную массу которых составляют самозанятые предприниматели-рыночники. Вместе с тем НКУ освобождает от применения РРО предпринимателей-единщиков всех групп при осуществлении деятельности на рынке. Но ГФС Украины решила иначе. Вот какое разъяснение появилось в ОИР (категория 109.06).
Необходимо ли ФЛП – плательщику единого налога второй группы с 01.01.2016 и третьей группы с 01.07.2015 применять РРО при осуществлении деятельности на рынке, в том числе в стационарных помещениях, расположенных на территории рынка (магазины, павильоны, помещения контейнерного типа), и при сдаче этих помещений в аренду?
В соответствии с п. 296.10 ст. 296 Налогового кодекса Украины (НКУ) плательщики единого налога второй и третьей (физические лица – предприниматели) групп при осуществлении деятельности на рынках, при продаже товаров мелкорозничной торговой сети через средства передвижной сети, а также плательщики единого налога первой группы не применяют регистраторы расчетных операций (далее – РРО). Вместе с тем в соответствии с абз. 5 п. 1 р. II “Переходные положения” Закона Украины от 28.12.2014 г. № 71-VIII “О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы” плательщики единого налога третьей группы с 1 июля 2015 года и плательщики единого налога второй группы с 1 января 2016 должны применять регистраторы расчетных операций. В соответствии с п. 2 Правил торговли на рынках, утвержденных приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины, Министерства внутренних дел Украины, Государственной налоговой администрации Украины, Государственного комитета стандартизации, метрологии и сертификации Украины от 26.02.2002 г. № 57/188/84/105 (далее – Правила торговли на рынках), рынок – это субъект хозяйствования, созданный на отведенном по решению местного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления земельном участке и зарегистрированный в установленном порядке, функциональными обязанностями которого является предоставление услуг и создание для продавцов и покупателей надлежащих условий в процессе купли-продажи товаров по ценам, которые складываются в зависимости от спроса и предложений. В торговой зоне территории рынка располагают крытые рынки, павильоны для торговли пищевой продукцией, лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы, крытые и открытые ряды для торговли растениеводческой продукцией, площадки для продажи продукции с автомобилей, повозок, прицепов, обособленные площадки для торговли живыми животными и птицей, предприятия по продаже продовольственных и промышленных товаров, общественного питания и бытового обслуживания (п. 2.1 р. 2 Ветеринарно-санитарных правил для рынков, утвержденных приказом Главного государственного инспектора ветеринарной медицины Украины от 04.06.96 г. № 23). Магазин – это объект стационарной розничной торговли, размещенный в обособленном здании или помещении, имеющий торговый зал для покупателей с достаточной торговой площадью для их обслуживания и систему специальных помещений (для хранения товаров, подготовки их для продажи, подсобных, административных, технических и др.) (пп. 3.1.1 р. 3 приказа Госкомстата от 24.10.2005 г. № 327 “Об утверждении Инструкции по заполнению форм государственных статистических наблюдений относительно торговой сети и сети ресторанного хозяйства”). Таким образом, при осуществлении деятельности на рынках физические лица – предприниматели на едином налоге второй и третьей группы не применяют РРО, однако если деятельность осуществляется в стационарных помещениях, расположенных на территории рынка (магазины, павильоны, помещения контейнерного типа), или эти помещения сдаются в аренду, такие плательщики должны применять РРО. |
Итак, налоговики считают, что в стационарных помещениях на рынках единщикам второй и третьей группы необходимо устанавливать РРО на общих основаниях. С точки зрения всеобщей “вселенской справедливости” их требование понятно. Ведь магазин на рынке ничем не отличается от других магазинов, принадлежащих единщикам. Зачем же им предоставлять льготы? Единщики первой группы в магазинах торговать не могут, ведь им разрешена розничная торговля исключительно с торговых мест на рынке, а магазины к таковым не относятся. Вроде как все по-честному.
Но с точки зрения Закона эта консультация очень сомнительна.
Во-первых, в п. 296.10 ст. 296 НКУ четко указано, что плательщики единого налога при осуществлении деятельности на рынках не применяют РРО. В нем нет оговорок относительно видов деятельности, мест торговли и др. Значит, эта норма должна распространяться на любую деятельность на территории рынка.
И если налоговики с этим не согласны, им необходимо инициировать внесение изменений в п. 296.10 НКУ, а не притягивать за уши различные нормативные акты, не имеющие к данному вопросу никакого отношения.
Какое отношение к вопросу применения РРО имеют Ветеринарно-санитарные правила для рынков, утвержденные приказом Главного государственного инспектора ветеринарной медицины Украины от 04.06.96 г. № 23? Этот документ регулирует санитарные требования к территории, оборудованию, торгово-технологическому оборудованию, инвентарю, содержанию рынков, продаже продукции, а также обязанности дирекции рынков по их содержанию (о чем прямо в нем и сказано). Вопрос применения или неприменения кассовых аппаратов он не регулирует.
Более того, п. 2.1 Ветеринарно-санитарных правил, на который ссылаются налоговики, только подтверждает, что в торговой зоне рынка могут располагаться предприятия по продаже продовольственных и промышленных товаров, общественного питания и бытового обслуживания. Значит, деятельность магазинчиков, кафе, ателье и парикмахерских тоже вписывается в осуществление деятельности на рынках.
Упомянутое в разъяснении определение магазинов вообще стоит как-то особняком, поскольку логически не связано с другими названными нормативно-правовыми актами.
А вот определение рынков, приведенное налоговиками из Правил торговли на рынках, может для единщиков послужить дополнительным аргументом в защите своих прав работать на рынке без РРО. Так, рынок – это субъект, созданный на специально отведенном для этого земельном участке. То есть территория рынка имеет четкие границы, указанные в правоустанавливающих документах на него. Значит, и деятельность предпринимателя в пределах территории рынка является деятельностью на рынке.
Кроме того, согласно п. 10 Правил торговли на рынках для нужд и удобства продавцов и покупателей на территории рынка могут открываться магазины, предприятия общественного питания, бытового обслуживания, телефонной связи, кассы продажи билетов на транспорт, отели.
Пожалуй, аргументов достаточно для того, чтобы единщики второй и третьей группы имели право не устанавливать РРО на рынке и при необходимости отстоять свое право в судах.
Причем можно действовать и на упреждение. Уже сейчас обратиться в налоговую инспекцию за индивидуальной налоговой консультацией по вопросу применения норм п. 296.10 ст. 296 НКУ в части осуществления деятельности на рынке без применения РРО. И в случае получения неблагоприятной консультации обжаловать ее в суде.
Вместе с тем возникает вопрос: когда же наши чиновники начнут нести персональную ответственность за такие “качественные” консультации?
Елена Зубченко
Источник: http://chp.com.ua/newspaper-news/item/34413-nalogovaya-trebuet-primenyat-rro-na-ryinkah