Учитывая, что до президентских выборов далеко, у власти есть все шансы открыть рынок земли без серьёзных потерь для рейтингов.
С лёгкой руки Петра Порошенко в Украине в последние недели с новой силой возобновилась старая дискуссия — пора ли уже или ещё не стоит снимать мораторий на продажу земель сельскохозяйственного назначения. Можно сказать, что с политической точки зрения момент выбран довольно удачно — «большие» парламентские и президентские выборы будут ещё сравнительно нескоро, поэтому «электорально опасную», но экономически привлекательную тему рынка земли можно разыграть без серьёзных потерь для будущих рейтингов, пишет Андрей Мартын, доктор экономических наук, заведующий кафедрой землеустроительного проектирования Национального университета биоресурсов и природопользования Украины, в колонке, опубликованной в №16 журнала Корреспондент от 24 апреля 2015 года.
Сам по себе мораторий на продажу сельскохозяйственных земель по своей природе глубоко абсурден: проводя земельную реформу, государство передало 29 млн га бывших колхозов в частную собственность работавших в них крестьян. 6,9 млн сельских жителей стали обладателями наделов, размер которых варьируется от полугектара на западе до нескольких десятков гектаров на востоке страны.
Приватизировав сельскохозяйственную землю, государство вдруг испугалось: ведь на село могут прийти страшные капиталисты, которые всю землю скупят, а крестьян, очевидно, продадут в рабство. Поэтому была найдено гениальное решение — строго-настрого запретить крестьянам отчуждать принадлежащие им на праве частной собственности участки, чтобы они, не дай бог, не попали «не в те руки». Политики на протяжении последних 20 лет бережно взращивали соответствующие фобии, поэтому проблема рынка сельскохозяйственных земель из экономической плоскости давно переместилась в сферу политических игрищ.
Если же говорить серьёзно, то мораторий возложенных на него надежд не оправдал. Подавляющее большинство современных собственников паёв — пенсионеры, которые агробизнесом заниматься уже никогда не будут. Распорядиться своей землёй они могут двумя основными способами: за весьма умеренную плату и часто без альтернативы передать её в аренду сельскохозяйственному предприятию или, отправившись в мир иной, отдать землю наследникам. Дети же и внуки, интенсивно мигрирующие в направлении городов, часто вообще не имеют ни желания, ни возможности заниматься унаследованными паями.
Наибольшую выгоду от моратория сегодня извлекают сельскохозяйственные предприятия и агрохолдинги — Украина для них превратилась в некую волшебную страну, где вообще не надо тратить деньги на приобретение главного производственного ресурса — земли. Лишь небольшая часть дохода тратится на оплату весьма недорогой аренды.
Поэтому вывод сегодня можно сделать один: мораторий надо снимать, а крестьянам дать свободу распоряжаться своим имуществом. Другой вопрос — кому следует разрешить покупать землю. Я считаю, что покупателями должны быть только граждане Украины, самостоятельно занимающиеся агробизнесом. Это позволит стимулировать создание семейных ферм, способных обеспечивать высокую занятость и наиболее равномерно распределять доходы от ведения сельского хозяйства.
Что любопытно, согласно данным социологических опросов, продать свою землю «прямо сейчас» готовы не более 10-15% собственников.
Многие с замиранием сердца ждут, что землю вот-вот начнут скупать «олигархи и иностранцы», но тут следует принять во внимание одно важное обстоятельство — крупных инвесторов всегда интересуют большие целостные массивы или работающие предприятия. Скупка отдельных мелкие паёв не представляет для них интереса, ведь покупающий участки «то тут, то там» инвестор окажется в положении того самого пенсионера: на 4 га пая посреди поля, окруженных чужой землёй, особо не развернёшься, а значит, перспектива одна — сдавать его за копейки в аренду.
Конечно, даже сейчас тяжело успокоить общество и спрогнозировать все социально-экономические последствия снятия моратория, поэтому, работая в экспертной группе при Минагрополитики Украины, мы предложили интересное решение — запустить рынок земли в порядке государственно-правового эксперимента в нескольких административных районах двух-трех областей с разными правилами рыночного оборота. Довольно быстро мы все сможем оценить последствия включения земель в экономический оборот и принять верное общегосударственное решение о стратегии завершения реформы.
В тяжелые времена, которые сейчас переживает Украина, мы не имеем морального права сохранять вечную земельную реформу, ведь это путь в никуда. Земельные отношения должны создавать новые возможности для развития сельского хозяйства, а не быть, как сейчас, тормозом бизнес-активности и коррупционной кормушкой для чиновников.