В соцсетях и на интернет-форумах участились жалобы от пассажиров на кражи вещей из багажа в украинских аэропортах. Из чемоданов туристов пропадает косметика и парфюмерия, дорогой алкоголь и одежда.
По словам юриста судебного департамента Юридической компании «Алексеев, Боярчуков и партнеры» Юлии Лец, ответственность за пропажу багажа несет авиакомпания и все претензии пассажиры должны направлять ей.
«После принятия авиакомпанией багажа к перевозке он переходит под ответственность авиакомпании, что подтверждается выданным пассажиру отрывным талоном багажной идентификационной бирки и багажной квитанции относительно количества и веса мест, которые приняты к перевозке. Авиакомпания несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение зарегистрированного багажа при перевозке, если не докажет, что приняла все необходимые меры для предотвращения ущерба багажу или что принятие таких мер было невозможным. Поэтому за утрату багажа ли его части несет ответственность авиакомпания, а не аэропорт», – сообщает Юлия Лец.
По словам юриста, если пассажир обнаружил пропажу своего багажа или его части, ему необходимо немедленно направить претензию авиакомпании-перевозчику, но не позднее семи календарных дней с даты получения зарегистрированного багажа.
«При этом если предъявляется претензия по частично утраченному багажу, тогда компенсация пассажиру рассчитывается, исходя из стоимости 1 кг потерянного груза и составляет около 20-ти долларов за 1 кг. веса» – рассказывает юрист судебного департамента Юридической компании «Алексеев, Боярчуков и партнеры» Юлия Лец.
Если же речь идет о полной потере багажа с заявленной ценностью, то ответственность перевозчика определяется суммой заявленной ценности багажа. Розыск потерянных чемоданов и сумок туристов может продолжаться до 21 календарного дня с даты, когда багаж должен был прибыть к месту назначения. Багаж считается утраченным, если он не обнаружен по результатам розыска в течение этого срока.
«Пассажир должен засвидетельствовать неполучение багажа путем оформления акта о ненадлежащей перевозке багажа к выходу из багажного отделения аэропорта. Если багаж был задержан во время зарубежной поездки, и вам пришлось покупать предметы личной гигиены и одежду, то компенсация за задержку в перевозке багажа устанавливается, исходя из необходимости обеспечить пассажира средствами первой необходимости. В любом случае, такая компенсация ограничивается суммой 50 долларов США (или эквивалент в другой валюте)», – рассказывает Юлия Лец.
И еще, пассажиры должны знать, что просматривать их багаж без их ведома перевозчик имеет законное право. Об этом нужно помнить, когда, открыв свой багаж, обнаруживаешь, что его уже кто-то открывал до тебя, потому что вещи в нем сложены по-другому.
«В целях обеспечения безопасности полета перевозчик имеет право осмотреть или организовать досмотр багажа в отсутствие пассажира», – констатирует Юлия Лец.