Сельхозпроизводители постоянно ощущают острую нехватку оборотных средств и ограниченные возможности для кредитования. Такие заявления звучат и теперь, когда проходят осенние полевые работы. По масштабам они мало уступают весенним, и поэтому нуждаются в немалых капиталовложениях.

Больше всего проблема доступа к финансовым ресурсам допекает малых и средних сельхозпроизводителей. В отличие от крупных сельхозпредприятий они не имеют возможности предложить кредиторам достаточного залогового имущества, да и стоимость кредитных денег препятствует. По этой причине их в большинстве обделяют вниманием коммерческие банки, которым, безусловно, выгоднее кредитовать крупные агропредприятия.

Однако выход из такой непростой ситуации найти можно. Для этого стоит привлечь возможности местных бюджетов и направить их на возмещение части процентных ставок коммерческих агрокредитов. И такая практика уже начала применяться в нескольких областях.

Как осуществляется эта работа на местах, и какие у нее перспективы? Этому посвящалось исследование, которое в течение апреля-мая текущего года проводил Институт бюджета и социально-экономических исследований по заказу Проекта USAID «АгроИнвест». Недавно его результаты были обнародованы. Подробно познакомить с ними взялась Наталия ЛИЩИТОВИЧ, руководитель направления «Стимулирование доступа аграриев к финансированию».

— О каких сельхозкредитах идет речь в исследовании и кого они касаются?

— Речь идет о поддержке коммерческого кредитования малых и средних сельхозпроизводителей, которое предоставляется финансовыми организациями – банками, кредитными союзами.

Собственно, предусматривается, что поддержку предоставляют местные бюджеты. Они превращаются в активного третьего участника процесса, ведь берут на себя возмещение части процентных ставок, то есть части стоимости кредитования. Тем самым местные бюджеты поощряют малых и средних сельхозпредпринимателей кредитоваться, помогают им вовремя и в полном объеме возвращать взятые займы, а также – и это главное – обеспечивают значительное, в разы, увеличение объемов агрокредитования мелких сельхозпроизводителей, которые пока практически лишены какого-либо финансирования.

Такой подход дорогого стоит. Во-первых, он абсолютно рыночный, поскольку касается коммерческого финансирования. Во-вторых, он стимулирует ускоренное развитие малых и средних хозяйств. К тому же он формирует особое доверие финансовых учреждений к заемщикам, а у последних усиливает веру в то, что в любой момент при возникновении потребности в деньгах они могут воспользоваться возможностями банков и кредитных союзов.

— В каких областях проводилось исследование, и почему внимание было приковано именно к ним?

— Исследование проводилось в трех областях. Они были выбраны на основе статистических данных относительно объемов и содержания поддержки малых и средних сельхозпроизводителей. Оказалось, что активнее всего в этом направлении действуют Львовская и Волынская области. Кроме того, в Ровенской области также стремятся оказывать финансовую помощь малым и средним сельхозпроизводителям.

— Какой была цель исследования?

— Главная цель заключалась в том, чтобы выяснить, как должна быть организована действенная поддержка малых и средних сельхозпроизводителей за счет местных бюджетов, на что она сейчас направлена, какова ее эффективность и как ее можно улучшить. Нам важно было об этом узнать, чтобы затем обобщить и проанализировать полученный материал, обработать накопленный опыт и предложить другим областям в виде примерного набора процедур, подходов, документации, методов мониторинга и анализа эффективности и пр. Сейчас особенно важно не только иметь определенные достижения в той или иной сфере, но и максимально их распространять, причем, в виде готовых к использованию модулей и пакетов. Лишь тогда они обеспечат многократный экономический эффект и помогут стране как можно скорее выйти из затяжного экономического кризиса.

— Почему исследование распространялось лишь на малых и средних сельхозпроизводителей?

— Главным образом потому, что перед крупными сельхозпредприятиями преимущественно вопрос о потребности в такой поддержке сейчас не возникает. Они имеют достаточные источники финансирования и активно ими пользуются. Поэтому они преимущественно не полагаются на помощь со стороны местных бюджетов или от государства. И это направление, учитывая указанную специфику, не является фокусом работы нашего Проекта.

Взамен мы уделяем большое внимание развитию малого и среднего сельхозпредпринимательства. Это обусловлено сразу несколькими весомыми причинами. Одна из них – экономический кризис. Из-за него финансовый сектор потерял немало свободных денег, которые мог бы направить на развитие малого и среднего агробизнеса.

Другая причина нашего повышенного внимания к малым и средним сельхозпроизводителям обусловлена тем, что они производят значительную долю продукции в определенных секторах агропроизводства: более 70% молока, более 80% овощной продукции, более 90% картофеля. Ну, и нельзя не сказать, что именно мелкое предпринимательство является основой существования сельских общин, всей инфраструктуры на селе, залогом и источником ее развития.

Вместе с тем, именно эта категория сельхозпроизводителей полностью лишена какого-либо внешнего финансирования. Поэтому мы решили узнать, как о них заботятся на местном уровне, и приложить усилия к усовершенствованию и распространению этого опыта, ведь, как уже было сказано, именно малый и средний агробизнес существенно влияет на социально-экономическое развитие сельских территорий, где он работает.

— Полагаю, актуальность этого исследования особенно возрастает в контексте возможного создания фермерских хозяйств семейного типа? Специалисты уверяют, что это может произойти уже в ближайшее время.

— Мы считаем, что наша программа поддержки малых и средних сельхозпроизводителей за счет местных бюджетов имеет критически важное значение для развития, в том числе, и семейных фермерских хозяйств. Ведь доступ к финансированию сейчас сдерживается двумя главными факторами. Первый из них – нынче не к кому обратиться за деньгами, а второй – если вы уже нашли, к кому обратиться, то сплошь и рядом бывает так, что стоимость такого финансирования остается слишком большой и поэтому экономически невыгодной. А такая программа позволит той же семейной ферме успешно начать или развить собственное производство в достаточно сжатый срок.

— Насколько успешно реализуется такая программа льготного сельхозкредитования в исследованных регионах?

— Сразу уточню – то, о чем мы сейчас говорим, не считается льготным кредитованием.

Программы финансовой поддержки делятся на несколько категорий, но из всех особенно выделяются две. Одна касается непосредственного финансирования малых и средних хозяйств, то есть предоставления средств на осуществление тех или иных операций, а вторая – стимулирования их финансирования коммерческими финансовыми организациями.

Мы считаем, что наиболее рыночным является механизм второго типа. Он позволяет развиваться предприятиям и одновременно значительно увеличивает потенциальное количество его пользователей, а значит и объемы финансирования, которое они могут получить.

К примеру: если местный бюджет выделит на развитие нескольких хозяйств, скажем, 100 тыс. гривен, то он удовлетворит лишь их финансовый голод. Ведь остальные хозяйства, которые также крайне нуждаются в кредитной поддержке, от этого не будут иметь никакой пользы. А если эти же 100 тыс. гривен направить на возмещение части процентных ставок, то к кредитованию можно привлечь намного больше малых и средних сельхозпроизводителей. Вместе они возьмут в банках или кредитных союзах намного больше кредитов, и это будет также выгодно и тем, кто их предоставляет, и тем, кто их получает.

— Чем государство может помочь регионам удачно реализовать программу поддержки сельхозкредитования с привлечением местных бюджетных ресурсов?

— Мы должны понимать, что ныне у государства очень ограничены возможности. Поэтому не стоит уж слишком полагаться на его поддержку.

Именно поэтому мы привлекли внимание к местным бюджетам. В их пользу говорит и официальная статистика. Согласно ей, с начал 2015 года доходы местных бюджетов увеличились на 40 млрд. гривен. А это деньги, которые могут направляться на поддержку тех отраслей местной экономики, которые уже в ближайшее время способны обеспечить положительные экономические сдвиги. А кто же лучше знает, какой вектор развития сельского хозяйства нужно избрать тому или иному региону? Конечно, местная администрация.

Сельское хозяйство относится к таким перспективным отраслям. Его динамическое развитие, которое наблюдается в течение нескольких последних лет, доказывает это. Поэтому малые и средние хозяйства, занимающиеся производством, переработкой и реализацией сельхозпродукции, вправе рассчитывать на финансовую поддержку на местном уровне, а местная власть должна владеть совершенными финансовыми инструментами оказания такой поддержки – эффективными и прозрачными.

— Исследование дало возможность «АгроИнвесту» обобщить и проанализировать текущую ситуацию, которая складывается в сельхозкредитовании. Как вы в дальнейшем воспользуетесь полученным материалом?

— С помощью нашего партнера – Института бюджета и социально-экономических исследований – мы уже разработали образцовый пакет документации, процедур, рекомендаций, индикаторов и показателей эффективности выполнения программы сельхозкредитования с привлечением местных бюджетов. Теперь его можно внедрять в любой области, адаптируя под местные особенности и избранные направления стимуляции агроразвития.

Что еще осталось сделать? В некоторых пилотных областях уже в сентябре-октябре этого годы мы познакомим местные администрации с наилучшими практиками возмещения части процентных ставок коммерческого агрокредитования и предложим разработанные нами модули и пакеты.

— Почему бы опыт коммерческого сельхозкредитования с использованием средств местных бюджетов не распространить на все украинские регионы?

— Так оно в дальнейшем и должно быть. Пилотные области выбираются для того, чтобы в них в значительной степени усовершенствовать существующие программы или начать ускоренное их внедрение. Однако на все нужно иметь достаточные ресурсы. Сейчас они весьма ограничены. Именно поэтому направление деятельности, о котором мы говорим, требует надлежащей поддержки как со стороны государства, так и от местных органов власти.

В рамках Проекта «АгроИнвест» мы такую работу развернем в четырех регионах. На сегодня известно, что среди них будут Львовская, Волынская и Херсонская области. Четвертый участник пилотной программы еще определяется.

Максим НАЗАРЕНКО,

Национальный пресс-клуб по аграрным и земельным вопросам

You may also like

Думка експерта

Як розрахувати частку сільгосптоваровиробництва та не втратити статус платника єдиного податку IV групи?

Хто має подавати Розрахунок частки сільгосптоваровиробництва? Сільгосптоваровиробники (юридичні особи) для переходу на спрощену систему оподаткування ...

Leave a reply