О возможностях получения административных услуг онлайн и развитии электронных сервисов говорим с заместителем Министра юстиции Украины Гией Гецадзе.
– Какие цели ставились при переходе к предоставлению гражданам электронных услуг?
Г. Гецадзе: Мы хотели улучшить обслуживание граждан и, что особенно важно,минимизировать риски коррупции. Поэтому мы открыли реестры юрлиц и физлиц-предпринимателей и перешли на принципы электронных справок и выписок. Раньше наши граждане, чтобы получить справку, что «я есть я», приходили в разные управления Минюста, стояли в очередях, не исключено, платили взятки. Тратить на получение подобных бумаг время, нервы и деньги — крайне неправильно. А сейчас гражданин может распечатать эти документы, не выходя из дома.
– Можно ли измерить экономический эффект перехода к электронным сервисам?
Г. Гецадзе: Я думаю, да. Все наши действия, которые упрощают ведение бизнеса и экономят время, нервы и деньги физическим лицам, предпринимателям, юридическим лицам — отражаются в ежегодных рейтингах нашей страны. И мы уже продвинулись вперед, но пока гордиться рано. Мы будем гордиться, когда попадем в пятерку странпо легкости ведения бизнеса.
– Какие электронные услуги доступны уже сейчас и какие планируется предоставлять в ближайшей перспективе?
Г. Гецадзе: Пока в ВР готовились законы по децентрализации и демонополизации наших сервисов, мы открывали реестры, создавали различные софты.
Мы начали тестировать разные онлайн-сервисы. Например, первичное обращение в ЗАГС, выбор места заключения брака, времени и т. д. Этим мы убираем первый физический контакт с госслужащим до момента регистрации брака. Также Министерство юстиции разработало модель электронных закупок, и мы думаем, что все государственные органы будут в ближайшем будущем закупать только электронным способом. Что это нам дает? Когда мы экспериментировали, мы поняли, что экономия средств на закупки составит около 20%.
Помимо этого, у нас уже эффективно работает сервис аукционовСЕТАМ, где мы продаем имущество. И в дальнейшем мы будем еще развивать электронные сервисы, в онлайн режиме будет проходить все, что возможно.
Также мы будем децентрализовать и демонополизировать наши функции.Местные управления, нотариусы, юридические лица тоже будут осуществлять эти функции,адля граждан, у которых нет доступа в Интернет, должны быть физические места обслуживания. Параллельно Минюст в 2016 г. создаст электронный дом юстиции.
– Сейчас это сугубо возможность получения информации, либо система может (или сможет в дальнейшем) генерировать некие документы, которые можно будет предоставлять по требованию?
Г. Гецадзе: Такая практика уже существует, и все государственные и частные учреждения обязаны по закону принимать такие документы. Конечно, это было трудно -многие граждане и государственные служащие, даже в нашем министерстве, протестовали, услышав, что у бумаги не будет мокрой печати и подписи. Но проблемы тут нет, ведь у этой бумаги есть уникальный номер, который равен подписи и печати и имеет ту же юридическую силу.
– Сколько людей пользуются электронными сервисами и сколько, по вашим прогнозам, будет пользоваться в будущем?
Г. Гецадзе: Минюст в течении года выдавал 1,5 млн. справок, а на сегодня около 200 тысяч справок было выдано онлайн, при том, что мы начали только 3-4 месяца назад. Казалось бы это не много, но их количество постоянно растет. Я думаю, если в один прекрасный день, через 7-8 месяцев 40% справок будут выдаваться онлайн, это будет очень большой успех. Сейчас рекламируем, стараемся всем рассказывать, но, к сожалению, еще не все знают об этих возможностях.
–Как Вам видятся взаимоотношения украинца и государства в будущем, начиная, к примеру, спроцессарегистрации рождения ребенка?
Г. Гецадзе: Государственная власть должна минимизировать свое вмешательство в жизнь граждан. Чем меньше граждане чувствуют контроль и роль государства в их жизни, тем лучше стране.Закончилось время, когда люди обслуживали власть и принимали, что бы она не говорила.
Например, мы начали внедрять выдачу свидетельства о рождении ребенка прямо в роддоме. Сейчас к этому проекту подключены 11 областей. Трех дней, пока мать пребывает в роддоме, вполне хватает, чтобы при выписке у родителей на руках было свидетельство о рождении.Но, конечно, мы еще будем создавать разные сервисы. Допустим, если у обоих родителей будет цифровая подпись, они смогут, даже не выходя из палаты, заказать онлайн это свидетельство, а получить его дома по почте.
– А бизнеса и государства?
Г. Гецадзе: Что касается бизнеса, то государство физически не должно приходить к нему. Сейчас мы рекламируем, что вы уже можете зарегистрировать бизнес за один день. С одной стороны это так, вы можете зарегистрироваться, но начинать свою деятельность не можете. Ведь также нужно открыть счет в банке, оформить много бумаг, стать на учет в налоговой службе и т.д.
Так вот, в будущем должно быть так: как только лицо зарегистрировалось — уже завтра вы можете начинать деятельность. При этом в течении какого-то времени вы онлайн должны информировать разные государственные учреждения, что вы занимаетесь таким бизнесом, что у вас столько сотрудников и т.д.
Ни один государственный орган не должен иметь право контактировать с бизнесом, кроме налоговых служб. Да и что касается налоговых служб, то компании должны платить налоги онлайн. В свою очередь,налоговый инспектор сможет заходить в базу, смотреть вашу компанию и сколько налогов вы уплатили.И только при наличии серьезных оснований, приходить и проверять.
–Есть ли возможность со временем отказаться от передачи справок от одного госоргана другому? Ведь эти органы можно связать единой системой, и тогда можно будет не тратить на это бумагу и время людей (как граждан, так и сотрудников госорганов)? Да и частный сектор, в принципе, можно подключить к такому обмену информацией.
Г. Гецадзе:Такая возможность есть, более того — мы уже активно этим занимаемся. Например, если в компьютере уже есть готовая база, а вы —начальник кадрового департамента любого государственного учреждения, то, когда приходит новый сотрудник, вы входите в эту базу и проверяете соответствует ли он требованиям, и больше не требуете от него справок. Илиесли вы берете кредит в банке, и вы должны его проинформировать, что у вас есть квартира или дом, то вам не нужно будет нести справки, банк войдет в этот реестр и увидит, что у вас за собственность, где вы работаете, сколько вы зарабатываете.
– Возможно ли в Украине электронное голосование на выборах, как,например,в Эстонии? Что этому мешает? Кроме законодательства, конечно, но его можно поменять — имеются в виду технические и другие препятствия.
Г. Гецадзе: Во время местных выборов я наблюдал, как наши политики агитировали всех приходить на выборы и быть активными гражданами, а потом злились, почему такой маленький процент проголосовавших. Все потому, что мы должны создавать альтернативные способы обслуживания наших граждан. Например, молодежь не любит стоять в очередях. Когда кто-то приходит и видит очередь в сто человек, то скорее всего не станет ждать, а развернется и уйдет.
Поэтому внедрять электронное голосование просто необходимо, и следующие выборы должны быть электронными. Во-первых,благодаря этому мы получим действительно легитимную власть, так как больше людей сможет проголосовать.Во-вторых, меньше рисков, поскольку программы надежные, и с ними практически невозможны какие-либо манипуляции. Ну и риск так называемой «гречки» тоже значительно уменьшится. Помимо всего, это возможность проголосовать для граждан, которые находятся заграницей.
– В целом, переходя к предоставлению административных услуг онлайн, Украина идет своим особым путем или использует опыт других стран?
Г. Гецадзе: Мы изучаем опыт разных стран, но при этом создаем свою уникальную модель. Дело в том, что там эти реформы проходили в разное время, а уже 2015 г., и технологии ушли далеко вперед. Поэтому, я думаю, мы сами будем разрабатывать такие модели, которые другие будут копировать.
–Очевидно, работа государства все же невозможна без госслужащих. Происходят ли кадровые изменения в Министерстве юстиции? Какие люди приходят? Чего Вы от них ожидаете?
Г. Гецадзе: Все знают, как раньше доставались разного рода высокие должности. Чтобы избежать такой ситуации,мы отбираем новых людей на основании конкурса. Часто, это люди, никогда не работавшие в нашей системе. Приходят и люди с опытом, но, главное — мы в корне поменяли принцип. Они знают, что никакое «кумовство» или взятки не помогут. При отборе сотрудников по такой честной системе, намного больше шансов, что у нас получиться воплотить запланированное как можно скорее, и украинцы реально почувствуют эти перемены.