Согласно последним исследованиям, проведенным компанией Colliers International, изменения в экономической и производственной мощности, произошедшие за последние два десятилетия, существенно повлияли на спрос и динамику распространения автомобильного сектора в целом. Исследования Colliers показывают, что за последние пять лет на другие глобальные рынки пришлось 80% открытий новых заводов. На сегодня 36% новых заводов, которые строятся европейскими производителями, находятся в Азии, а 27% – в Северной Америке. Полная версия отчета доступна на сайте.
По состоянию на 2015 год Китай обеспечил около 30% от международного сбыта пассажирских автомобилей, менее чем за десятилетие продемонстрировав рост в 400%. Однако, за тот же период времени объемы производства автомобилей на территории Европы ь континента. Такие страны Западной Европы как Италия, Франция и Бельгия пострадали сильнее всего. В Великобритании и Испании можно было наблюдать крайний спад, и на сегодняшний день, похоже, только Германии удалось избежать значительного снижения объемов производства.
Александр Носаченко, управляющий директор Colliers International (Украина):
«Производство транспортных средств увеличилось на территории региона ЦВЕ, а Словакия, Чешская Республика и Румыния принадлежат к одним из наиболее быстрорастущих рынков. Более низкая стоимость труда, поддержка со стороны правительства и улучшенная инфраструктура способствуют смещению производства автомобилей эконом- и среднего класса в ЦВЕ и на другие крупные развивающиеся рынки».
Забегая вперед
В западной Европе снижение продаж будет оказывать давление на производителей автомобилей, и они будут вынуждены увеличивать производительность и уменьшать затраты посредством реорганизации производственно-сбытовой цепочки. Кажется, рынки ЦВЕ, а также соседних регионов, таких как Турция, располагают более широкими возможностями для того, чтобы выдержать структурные изменения в сферах поставки и спроса. Они и далее будут привлекать инвестиции автопроизводителей, ищущих компромисс между близким расположением промышленных объектов и более низкой стоимостью труда с целью снизить затраты на производство и суметь обслужить Европу и другие зарубежные рынки.
В результате нетто-эффект на использование производственных помещений на различных уровнях производственно-сбытовой цепочки, вероятнее всего, будет отрицательным. Возможны дальнейшие закрытия заводов, особенно в местах с очень низким коэффициентом загрузки, а они, как правило, расположены в Западной Европе.
Снижение автомобильных продаж
В Европе такие факторы как демографические изменения, продолжающаяся урбанизация, совместное пользование автомобилями и городская политика в вопросах транспортных средств, направленная «против автомобилей», привели к снижению автомобильных продаж на территории старого континента. Что же касается нового спроса, то весьма вероятно, что большая доля продаж будет приходиться на неприносящие вреда окружающей среде, экологически чистые модели, которые находятся под покровительством европейских правительственных структур. Этому также способствуют поведенческие изменения и большая осведомленность покупателей о проблемах окружающей среды.
В целом, а особенно на более развитых автомобильных рынках, трудности, с которыми столкнулась автомобильная промышленность, способны с большой вероятностью ускорить переход автопроизводителей от продаж к предоставлению услуг, что уже можно заметить по возрастающему интересу некоторых производителей к разработке моделей услуг по совместному использованию автомобилей, таких как DriveNow от BMW, Car2Go от Mercedes и GoDrive от Ford.