Эксперты выделили основные направления налоговых изменений, которым государство будет уделять внимание ближайшие два года
Начиная с 1997 года в Украине каждые два года отечественное налоговое законодательство кардинально меняется. Следуя этому правилу, можно предположить, что наступающий 2018 год не принесет радикальных перемен и даст бизнесу небольшую передышку. Однако это не значит, что изменений не будет вовсе. Кабмину и Верховной Раде придется поработать над ошибками, которые они успели наделать в 2017-м, убежден эксперт Реанимационного пакета реформ Илья Несходовский.
«Надо менять подходы так, чтобы у всех предприятий были равные условия для конкуренции. Потому что любые преференции первыми получат приближенные к власти. То же самое касается и налогов. Надо, чтобы компании соревновались в эффективности, а не кто меньше заплатит налогов государству», — подчеркнул он.
Однако эти мечты, скорее всего, разобьются о суровую реальность. Эксперты выделяют три основных тренда, которые будут проявляться в следующем году:
- борьба с офшорами,
- борьба с контрабандой,
- совершенствование администрирования НДС.
Борьба с минимизаторами
В текущем году плательщики пережили немало налоговых новшеств, самым важным из которых стало введение системы электронного администрирования НДС. Ее доработка продолжается до сих пор. Тем временем президент объявил о введении с 2019 года налога на выведенный капитал. Именно эти два изменения будут, по мнению вице-президента УСПП Юлии Дроговоз, определяющими для украинского бизнес-климата в следующем году.
Национальный совет реформ давно одобрил закон о налоге на выведенный капитал, но он так и не был принят и снова вернулся в нацсовет. По словам народного депутата Александра Кирша, власти избрали тактику «не отказывать, но и не одобрять».
Формальной причиной переноса сроков внедрения налога на выведенный капитал в Минфине называют возможную «дыру» в поступлениях размером 25-40 млрд грн.
«В то же время при доработке бюджета на 2018 год между первым и вторым чтением правительство легко увеличило доходную часть на 36,6 млрд грн. То есть, это причина надуманная. Просто президент дает еще год на то, чтобы заинтересованные лица и компании нашли возможность вывести свои офшорные схемы из-под будущего налогообложения», — считает Илья Несходовский.
Кроме того, сейчас активизировались сторонники борьбы с контрабандой, требуя чуть ли не поголовного оснащения торговых точек кассовыми аппаратами, контроля почтовых отправлений, реформы налоговой службы. Здесь главный удар, по словам Юлии Дроговоз, придется на малый бизнес, хотя через него только производится реализация партий товара, завезенного без уплаты налогов крупными игроками.
Борьба с контрабандой
Как отмечает председатель совета ОО «Институт налоговых реформ» Елена Хотенко, ежегодные потери бюджета от неуплаты налогов оцениваются от 97 до 162 млрд грн. Из них больше половины приходится на контрафакт. Еще примерно 10-12 млрд грн приходится на фиктивный налоговый кредит в системе электронного администрирования НДС.
«Если говорить о сокрытии выручки ФЛП, то речь идет о 1,5 млрд грн. Но государство предпочитает бороться с теми, кто укрывает меньше всех. Мы внедрили систему блокировки налоговых накладных, хотя главные потери в области таможни», — заметила Хотенко.
«Институт налоговых реформ» проанализировал ввоз часов и айфонов, сравнивая статистику других стран по экспорту в Украину и что было уплачено здесь. Разница оказалась 18 млрд грн ввозного НДС, которые потерялись на таможне за счет замещения в документах товарных позиций.
Именно здесь надо искать резервы для наполнения бюджета, а не прессовать реальный бизнес, считают эксперты. Пока существует контрабанда, организовывать производство в Украине невыгодно. Так как без уплаты налогов импорт из Чехии, Польши, Турции или Китая будет сразу на 20% дешевле украинского аналога при всех прочих равных условиях.
Власти будут бороться с «пиджаками» (физлица, переносящие товары через границу как бы для личного потребления), подпольными складами на границе, перевозчикам партий товара, реализаторами на рынках и прочими участниками существующих схем безналогового ввоза товаров. Первые ласточки этой борьбы — масштабная спецоперация силовиков на Закарпатье в середине ноября, в ходе которой применялись даже бронетехника и вертолеты.
Попутно будет проходить массовая фискализация бизнеса или проще говоря повальная установка кассовых аппаратов, чтобы контролировать конечную реализацию товаров.
«Кого и как это коснется пока не могу сказать. Данные инициативы только начали разрабатываться», — заметил Илья Несходовский.
В ноябре появился законопроект №7281, которым предлагается разрешить физлицам-предпринимателям, которые не обязаны применять РРО, но желают добровольно их использовать, совершать покупку за счет уменьшения на эту сумму обязательств по единому налогу.
По словам экспертов, самому мелкому бизнесу могут, например, разрешить пользоваться вместо РРО планшетами и смартфонами. Сейчас как раз завершается соответствующий эксперимент.
Не меньше проблем связано с самым сложным и «грязным» (из-за количества махинаций) налогом на добавленную стоимость.
Новый старый НДС
Этот налог было бы лучше всего отменить, как считает нардеп Александр Кирш. Так как этот налог вводился на добавленную стоимость для ограничения спроса.
«Но у нас не хватает ни добавленной стоимости, ни должного спроса», — подчеркнул Кирш.
Впрочем, это как раз маловероятно. Более реальным выходом из ситуации эксперты видят применение дифференцированной ставки налога, как в ЕС, например, для социальных товаров. У нас же только на лекарства есть ставка НДС в 7%. Между тем дифференцированные ставки НДС могли бы стимулировать производство.
Второй проблемой этого налога является система его администрирования. Помимо депутатского законопроекта №7115, которым предлагается вернуть систему администрирования НДС в тестовый режим, Минфин готовит свой вариант закона, который призван усовершенствовать процедуры блокировки налоговых накладных. Поэтому многое будет зависеть от того, какая концепция возьмет верх.
Возврат к ручному режиму, по мнению Ильи Несходовского, означает возврат налоговых ям под контролем ГФС.
Автор: Константин Симоненко
Источник: UBR.ua