Можно будет жаловаться прямо ГФС и сроки рассмотрения продлить сложнее.

На прошлой неделе Министерство финансов опубликовало проект Закона Украины “О создании конкурентных условий в налогообложении и стимулировании экономической деятельности в Украине”. Какие новации предусмотрены в обжаловании налоговых решений и насколько это облегчит возможность эффективной защиты предприятий, разъясняет юрист ЮФ “Ильяшев и Партнеры” Галина Мельник.

Законопроект вносит существенные изменения в процедуру административного обжалования, которые могут иметь как позитивные, так и негативные последствия для налогоплательщиков.

Законопроектом отменяется двухинстанционная процедура обжалования налоговых уведомлений-решений (первичная и повторная жалобы в фискальные органы). Вместо нее предлагается подавать только одну жалобу сразу в Государственную фискальную службу Украины (ГФС). Это выгодно для плательщиков, оспаривающих налоговые уведомления-решения, не связанные с доначислениями суммы налога, и надеются оперативно решить вопрос. В то же время сокращение срока прохождения жалобы по инстанциям фискального органа не выгодно тем, кто оспаривает доначисления сумм налогов и за счет административного обжалования увеличивают срок несогласованности денежных обязательств.

Также предлагается учреждение в ГФС апелляционного совета для рассмотрения жалоб на сумму свыше 1000 налоговых социальных льгот (около 1 млн грн – ред.). Поскольку в состав такого совета будет входить и представитель бизнеса, ожидается, что это в целом позволит упростить взаимоотношения фискального органа и налогоплательщика.

По сравнению с действующей редакцией Налогового кодекса законопроект предусматривает более четкие основания для продления срока рассмотрения жалобы. В частности, к таковым относятся: решение ГФС о необходимости запросить дополнительные документы у налоговой инспекции, проводившей проверку (при этом в решении о продлении должен указываться перечень документов и обосновываться необходимость их предоставления), а также инициирование плательщиком процедуры альтернативного разрешения налоговых споров.

Эта процедура – еще одна существенная новация, которую предлагает законопроект. По своей сути она подобна налоговому компромиссу. Воспользоваться ей можно, если сумма налогового уведомления-решения превышает 10 млн грн и при условии подачи заявления не позднее пяти рабочих дней после подачи жалобы. Фактически, альтернативное разрешение налогового спора предполагает, что налогоплательщик и налоговый орган при содействии апелляционного совета (в виде необязательных к исполнению рекомендаций) в письменной форме договариваются о финальной сумме денежного обязательства/бюджетного возмещения/отрицательного значения. После подписания такого договора налогоплательщик уже не имеет право обжаловать охваченные договором доначисления, а налоговый орган теряет право проверять эпизоды, отраженные в таком договоре.

С одной стороны, эта процедура позволяет существенно сэкономить время и ресурсы как налогоплательщику, так и фискальному органу, но с другой стороны она может стать орудием давления на налогоплательщиков.

Автор – юрист ЮФ “Ильяшев и Партнеры” Галина Мельник

Источник: chp.com.ua

You may also like

Законодавство

Неточна назва товару в розрахунковому документі, що не спотворює інформації про розрахункову операцію, не робить такий документ нерозрахунковим

Набрав чинності наказ Міністерства фінансів України «Про внесення змін до наказу Міністерства фінансів України від ...

Leave a reply