С 1 сентября аграрные расписки как новый вид кредитования сельского хозяйства внедряются еще в трех областях – Винницкой, Черкасской и Харьковской. Соответствующий совместный приказ подписали министр аграрной политики и продовольствия Украины Алексей Павленко и министр юстиции Украины Павел Петренко. Тем самым география пилотного проекта по отработке технологии введения в оборот аграрной расписки, к реализации которого в прошлом году первой в стране приступила Полтавская область, существенно расширилась.
Аграрная расписка является эффективным инструментом, который позволяет упростить сельхозпроизводителям доступ к финансовым и материально-техническим ресурсам. Это особенно важно в условиях нынешней экономической ситуации и отсутствия в банковском секторе необходимого для дальнейшего развития отечественной аграрной отрасли дешевого кредитного ресурса.
Активное участие во внедрении этого новшества в Украине принимает Международная финансовая корпорация (IFC, Группа Всемирного банка). Об особенностях работы расширенного состава пилотного проекта и о его перспективе разговариваем с советником IFC Сергеем РАБЕНКО.
– Почему предпочтение отдано Винницкой, Черкасской и Харьковской областям? Другие области еще не готовы к работе с аграрными расписками?
– Отбору этих трех областей предшествовала продолжительная и кропотливая работа. Предварительно были собраны все статистические данные по сельхозкультурам, которые выращиваются во всех аграрных регионах Украины. Также учитывались такие показатели, как площадь пахотных земель, урожайность, прогнозные показатели инвестиций с использованием аграрных расписок и т. д.
Для себя определили задачу следующим образом – нужно выбрать те области, которые являются наиболее перспективными с точки зрения урожайности, наиболее удобными для работы кредиторам, безрисковыми с точки зрения сельхозпроизводства. Поэтому мы не пошли, например, на юг страны. Там, как известно, находится зона более сложная для земледелия.
Упомянутая работа проводилась совместно с Министерством аграрной политики и продовольствия Украины, с фермерскими ассоциациями, дистрибьюторами, компаниями, которые кредитуют сельхозсектор. В итоге были выбраны Винницкая, Черкасская и Харьковская области.
Другие области также готовы к работе с аграрными расписками. Более того, мы постоянно получаем от них запросы на участие в пилотном проекте. Очень активно в этом направлении действуют Одесская, Кировоградская, Волынская области. Постоянно о себе напоминает промышленная Запорожская область.
Вопрос сейчас не в готовности тех или иных областей к работе с аграрными расписками. Он лежит в плоскости готовности самого инструмента быть там развернутым.
– Когда стартует пилотный проект в обновленном составе, и как он будет осуществляться? Будет ли при этом использован полтавский опыт внедрения аграрных расписок?
– Пилотный проект фактически уже стартовал. И стартовал с даты подписания приказа. А именно – с 1 сентября 2015 года. Осуществляться он будет по аналогии с полтавским пилотным проектом. Потому что опыт, который мы получили при его реализации, очень позитивный. Участники полтавского пилота хорошо сработали как на местном уровне, так и на уровне центральных органов исполнительной власти. И мы думаем перенести этот положительный опыт на Винницкую, Черкасскую и Харьковскую области.
– Какие структуры на государственном и местном уровнях будут задействованы для внедрения механизма аграрных расписок в новоизбранных областях?
– Нашими ключевыми партнерами на государственном уровне остаются Министерство аграрной политики и продовольствия Украины, Министерство юстиции Украины. По сути, благодаря им осуществляется этот пилотный проект. Они его поддерживают со стороны государства и создают всем нам надлежащие условия для работы.
На местном уровне нашими партнерами становятся областные государственные администрации и их руководители, департаменты агропромышленного развития. По части нотариата – областные управления юстиции, которые помогают нам наладить роботу нотариусов с аграрными расписками.
Нас также активно поддерживает частный сектор. Причем как на государственном уровне, так и на местном. Речь идет о компаниях, с которыми у нас установились тесные партнерские отношения, и о компаниях, с которыми мы взаимодействуем по тем или иным вопросам.
Мы открыты для сотрудничества. Поэтому приобщаем к процессу всех, кто им заинтересовался. Стараемся совместно работать с сельхозпредприятиями, поставщиками сельхозтехники, запчастей к ней, минеральных удобрений, с коммерческими банками, трейдерами, со всеми, кто может и хочет посодействовать развитию аграрной отрасли и при этом получить собственную выгоду.
– Как на известие о расширении географии пилотного проекта отреагировали его непосредственные участники – дистрибьюторы, зернотрейдеры, банки, поставщики товаров и материальных ценностей? Среди них есть известные иностранные компании, работающие в Украине и всячески поддерживающие идею аграрных расписок.
– Правильно будет сказать, что участники аграрного сектора не «реагировали» на расширение географии пилотного проекта, а активно содействовали ему. И делали это с самого начала процесса. В частности, они участвовали в отборе областей. Поэтому для них расширение географии пилотного проекта не было сюрпризом.
Более того, нам известны случаи, когда в документах с кредитными предложениями появлялся дополнительный пункт. Он обязывает получателя займа в случае распространения действия аграрных расписок на область, в которой он ведет бизнес, выдавать аграрную расписку. В частности, такие случаи имели место в Харьковской и Винницкой областях.
То есть, на сегодняшний день в этих регионах аграрных расписок еще нет, но в документах уже указано, что получатель кредита должен будет оформить аграрную расписку, как только будет развернута соответствующая система.
– Какая роль отводится IFC в реализации пилотного проекта с участием Полтавской, Винницкой, Черкасской и Харьковской областей?
– Роль IFC остается неизменной. Это – развитие конкурентного рынка, развитие частного сектора. Со своими партнерами мы аккумулируем все мнения, предложения, изучаем проблемы, которые появляются, способствуем их решению, поддерживаем систему. IFC проводит многочисленные семинары, предоставляет консультационные услуги всем участникам процесса.
Данные мероприятия являются открытыми и, как правило, на уровне областей координируются департаментами агропромышленного развития.
– Эти семинары преимущественно имеют познавательное или практическое значение?
– Запуск проекта всегда сопровождается комплексом мероприятий. Мы также запланировали их проведение. Это и семинары-презентации, и более предметные практические семинары.
Например, мы будем проводить образовательные семинары для нотариусов. Наша задача, образно говоря, провести нотариусов по каждому этапу действия с аграрной распиской, показать им, как работает Реестр аграрных расписок и как можно воспользоваться его возможностями.
Отдельные семинары проведем для сельхозпроизводителей. Они тоже будут иметь практическое наполнение. Для нас важно продемонстрировать слушателям, как можно воспользоваться аграрными расписками, показать их сильные и слабые стороны, сравнить их с другими доступными инструментами.
В этот раз мы хотим сделать семинары максимально практичными, а именно – во время семинаров познакомить фермеров с их потенциальными кредиторами, готовыми работать с аграрными расписками. Это может существенно упростить деловые отношения, которые впоследствии сложатся между ними, поможет им найти в бизнесе взаимовыгодный компромисс.
– Насколько успешным оказался полтавский пилотный проект внедрения аграрных расписок, и какие изменения он может претерпеть на втором этапе реализации?
– Всего в рамках полтавского пилота было выдано 10 аграрных расписок. Их договорная стоимость, которую указали стороны в самом начале, составляет около 20 млн. гривен. На сегодняшний день сумма залога по этим аграрным распискам оценивается примерно в 40-45 млн. гривен. Это – данные Министерства аграрной политики и продовольствия Украины.
В этом году мы надеемся существенно улучшить количественные и качественные показатели по выданным аграрным распискам. Этому будет способствовать расширение географии пилотного проекта, наличие практического опыта работы с инструментом у ряда компаний, а также запуск системы перед посевной кампанией. Также мы надеемся, что на рынок выйдет большее количество потенциальных кредиторов. Все это посодействует дальнейшему развитию сельскохозяйственной отрасли как в Полтавской области, так и других областях, вовлеченных в пилотный проект.
– Когда аграрные расписки могут быть распространены на все украинские регионы?
– Первоначально мы планировали это на начало 2016 года, но осуществить задуманное в указанный срок не удается. Дело в том, что ключевым элементом аграрных расписок является Реестр аграрных расписок. Все действия, связанные с выдачей, изменением и исполнением аграрных расписок, будут осуществлять нотариусы. Они будут делать соответствующие записи в этом реестре.
Важно также, чтобы свободный доступ к реестру имели и сельхозпроизводители. Благодаря этому они могут в онлайн-режиме получать информацию о том, какие и кем выдавались аграрные расписки, на какие земельные участки и т. д.
Чтобы Реестр аграрных расписок работал в оперативном режиме, нужно иметь соответствующее программное обеспечение. А как показала практика, подготовка необходимой программы занимает больше времени, чем мы рассчитывали.
Важно также, чтобы Реестр аграрных расписок в полной мере отвечал всем требованиям действующего законодательства, имел все степени защиты и был зарегистрирован соответствующими государственными органами.
С учетом этого обстоятельства, думаю, вовлечение всех украинских областей в процесс, связанный с выдачей аграрных расписок, пройдет в конце следующего года. И это будет означать развертывание полноценного реестра на всю страну.
Николай ЛУГОВОЙ,
Национальный пресс-клуб «Украинская перспектива»