Игорь Билоус — о достижениях, проблемах и итогах первого года работы на посту главы Государственной фискальной службы:
Почти год назад я стал госслужащим и возглавил налоговую службу. До прихода на государственную службу я накопил опыт управления разными коллективами, в разных странах и при разных обстоятельствах. Но, безусловно, масштабность задач, уровень значимости для общества и уровень ответственности на государственной службе просто грандиозны.
Я отдавал себе отчет в этом и настраивался на новое дело соответственно. Вхождение в детали, конечно, потребовало значительных затрат времени и усилий — первые несколько месяцев редко возвращался с работы раньше часа-двух ночи. Впрочем, такой график не слишком изменился до сегодняшнего дня, но уже по другим причинам: чем больше втягиваешься в работу, тем большее количество задач ставишь перед собой и решаешь.
Мои ожидания относительно масштаба структуры оказались соответствующими действительности, а дальнейшая работа только добавила “красок” в ее понимание.
О мотивации к работе
Отмечу, что ключевые моменты мотивации к работе за год остались неизменными. Еще до прихода на госслужбу я был глубоко убежден — налоговая не должна влиять на правила “игры”, установленные законодателями. Она должна быть компетентным советчиком для тех, кому необходим совет, и бдительным, непредвзятым и беспристрастным “надзирателем” за добросовестностью соблюдения установленных правил.
Также для меня являлось очевидным, что налоговая служба была весьма далека от этого идеала. Время от времени произносились слова о реформах в налоговой, которые, вероятно, казались красивыми тем, кто их произносил. Но восприятие бизнесом налоговой от этого не менялось.
Моя задача — сделать так, чтобы слова и реальность перестали расходиться. А масштабность задач и удаленность от цели — это не повод сложить руки и не проводить изменений.
Об изменениях
Структура, в которую я пришел год назад, требовала как немедленных изменений, так и масштабной реструктуризации. Одним из первых действий стало значительное сокращение проверок и отмена плана по доначислениям налогов.
Мы приложили усилия для того, чтобы наконец-то начала соблюдаться буква закона и не было уголовного преследования налогоплательщиков, пока не согласовано налоговое обязательство.
Понимая, что у многих предприятий непростые взаимоотношения с налоговой, история которых уходит корнями в прошлое, мы предложили идею “налогового компромисса”. Задача была дать возможность бизнесу, который вынуждали или настойчиво “соблазняли” пользоваться схемами уклонения от налогов, закрыть эту страницу и начать с чистого листа.
Соответствующий закон был принят, идея была воспринята бизнесом, практически до конца февраля количество заявок от предпринимателей, стремящихся к достижению налогового компромисса, росло. Но затем, к сожалению, заявок стало заметно меньше. Не могу утверждать, что это связано со служебным расследованием в фискальной службе.
Однако, как показывает опыт, любая неопределенность вызывает реакцию — затаиться, переждать, пока не наступит ясность. Жаль, если по этой причине кто-то не успеет воспользоваться компромиссом, ведь срок его применения законом определен до середины апреля 2015 г.
Но компромисс — это лишь часть видимых для бизнеса изменений. Важные для очищения системы действия совершаются внутри службы. Еще до принятия Закона “Об очищении власти” в течение первого месяца работы я встретился с руководителями всех департаментов и областей. По результатам этих собеседований были уволены 94 (из 108) руководителя, которые осуществляли политику предыдущей власти.
Также уволились более 6,5 тыс. должностных лиц. Среди них — все руководящее звено министерства (министр и его заместители), 22 из 26 руководителей департаментов центрального аппарата, 23 из 28 руководителей главных управлений территориальных органов, 21 из 28 руководителей следственных подразделений налоговой милиции главных управлений территориальных органов, 24 из 26 руководителей таможен. Во исполнение Закона “Об очищении власти” были освобождены от своих должностей еще 103 работника, в том числе 84 руководителя.
Я надеюсь, что бизнес почувствует позитивные перемены.
При этом у меня нет иллюзий относительно того, какие перемены еще предстоит осуществить в фискальной службе. Наивно полагать, что массовую структуру, нацеленную на выполнение определенных задач, укомплектованную соответственно, можно развернуть в правильном направлении в одночасье.
Мы плотно работаем с миссией МВФ по вопросу необходимых изменений. Оптимизация структуры, новые, правильно мотивированные, кадры, адекватное финансирование, техническая оснащенность — вот будущее фискальной службы. Подчеркну, единой фискальной службы, объединяющей таможенное и налоговое “крылья”.
О модернизации налоговой милиции
Функция, которую исполняет налоговая милиция, требует переосмысления. На мой взгляд, мы готовы к “демилитаризации” налоговой службы и созданию менее конфронтационной модели отношений с бизнесом.
Мы стремимся к высокому проценту добровольного выполнения налогоплательщиками требований законодательства. Безусловно, мы понимаем, что есть немало “рисковых” налогоплательщиков, предпринимающих попытки обойти закон. Но для достижения высокой “добровольности” мы должны не устрашать налогоплательщиков званиями и погонами, а стараться иметь максимально подробную информацию о том, кто и как уклоняется или может уклониться от уплаты налогов.
Именно такая интеллектуальная составляющая обеспечивает неотвратимость наказания недобросовестных налогоплательщиков. Фискальная служба должна сохранить интеллектуальный потенциал и опыт, накопленный сотрудниками налоговой милиции, однако, повторю, пришло время сместить акценты.
Мы только в начале масштабных перемен. Моя задача — обеспечить прохождение точки невозврата на пути к созданию модернизированной фискальной службы.
В первые три недели моей работы в должности главы Государственной фискальной службы мы совместно с представителями МВФ определили, что нам необходимо провести функциональную реформу. Мы учитывали передовые наработки в мировой практике, в частности, использовали опыт Великобритании.
Есть три ключевые позиции: автоматизация процесса, электронизация сервисов и качественно-количественные показатели, т.е. профессионализм сотрудников. У нас сейчас трехуровневая структура, а надо перейти на двухуровневую. Крупных плательщиков будут обслуживать офисы по отраслевому принципу.
Нужны отдельные офисы для обслуживания малого и среднего бизнеса и для обслуживания физлиц. Надо создать единую структуру в области: налоговая и таможня. И, конечно же, усилить персональную ответственность всех руководителей в Киеве и на местах. Необходима централизация всех бухгалтерий и сокращение количества юрлиц в структуре ГФС.
О налоговом давлении
Хотел бы напомнить, что одна из основных задач службы — обеспечение поступлений в бюджет. Добавлю, не путем “выдавливания” из честных налогоплательщиков сверх того, что предусмотрено законом.
Так вот, динамика переплат по налогу на прибыль существенно уменьшилась. По сравнению с 1 апреля 2014 г. переплаты уменьшились на 1,1 млрд грн.
Теперь об НДС. Начисления НДС возросли на 22%, или на 1,9 млрд грн. (декларация декабря 2014 г. — января 2015 г. к декларации декабря 2013 г. — января 2014 г.). Если средние начисления за два последних отчетных периода составили 10,2 млрд грн., то за аналогичный период прошлого года — 8,3 млрд грн.
Несмотря на потерю поступлений из Донецкой и Луганской областей (–9,3млрд грн.), Крыма и г.Севастополя (–4,6 млрд грн.) и при значительном падении экономики достигнуто увеличение сбора платежей в госбюджет по сравнению с 2013 г. на 10 млрд грн., или на 3,3%. Наша непростая борьба с системным уклонением от уплаты этого налога дает результат.
Мы понимаем, что это не предел. Фискальный потенциал НДС далеко не раскрыт. Мы возлагаем большие надежды на систему электронного администрирования НДС, которая должна начать полноценно функционировать после завершения тестового периода.
Тогда на масштабном системном уклонении от уплаты НДС можно будет поставить жирную точку. Подчеркну — система электронного администрирования НДС должна быть нейтральной для добросовестных плательщиков, особенно после внесения в нее изменений в декабре 2014 г.
Об ухудшении положения бизнеса
Я неоднократно слышу заявления представителей бизнеса об ухудшении дел. Но давайте ответим откровенно, являются ли налоги и налоговая причиной ухудшения экономического положения? Или существуют иные причины, лежащие за пределами компетенции фискальной службы?
Вопрос, с одной стороны, может показаться риторическим. С другой стороны, это повод посмотреть на адекватность налоговых правил, налоговой нагрузки. Многие подходы, на мой взгляд, подлежат переоценке, мы обсуждаем эти вопросы с Министерством финансов.
Мы не снимаем с себя ответственности за нашу сферу деятельности: качественное администрирование налогов, обслуживание налогоплательщиков, выявление и предупреждение уклонения от уплаты налогов.
Мы открыты для разговора и разговариваем с бизнесом и обществом, готовы выслушивать и их пожелания, и конкретные предложения. Но конкретики хотелось бы побольше.
Источник: http://www.business.ua/email/www.business.ua/articles/money/Mnogie_nalogovye_pravila_podlezhat_pereocenke-91225/